Воздухозаправщик ВЗ-20-350

В настоящее время широко применяются воздухозаправщики B3-16-230, ВЗ-20-350 (табл. 21) специальное оборудование которых монтируется на шасси автомобилей ГАЗ и ЗИЛ. Обе марки ВЗ построены по одной принципиальной схеме, но различаются по конструктивному исполнению (монтажу пневмосистемы), вместимости и максимальному давлению сжатого воздуха в пневмосистеме. Кроме этих ВЗ, существует также воздухозаправщик B3-20-230, отличающийся от ВЗ-16-230 тем, что на нем установлено 20 50-литровых баллонов для сжатого воздуха.

Назначение. Для заправки воздухом бортовых баллонов и пневмосистем, а также пневматиков колес ВС в аэропортах гражданской авиации используются самоходные воздухозаправщики (ВЗ), обеспечивающие заправку потребителей сжатого воздуха путем перепуска при температуре от —50 до +50 °С.

Конструкция. Специальное оборудование (пневмосистема) B3-20-350 смонтировано на отдельной раме, устанавливаемой на платформе автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 66) Для защиты оборудования от атмосферных осадков, пыли и солнечной радиации на монтажной раме укреплен металлический кузов. Он разделен на несколько отсеков, в которых размешаются агрегаты пневмосистемы, щит управления, вспомогательное оборудование и ЗИП.

В передней части кузова на специальных ложементах, крепящихся к раме, установлены 20 40-литровых баллонов АБ-350 со сжатым воздухом Баллоны расположены в два ряда и объединены трубопроводами в пять отдельных групп, по четыре баллона в каждой. Доступ к вентилям баллонов осуществляется через два передних люка по правому борту заправщика.

В задней части кузова ВЗ расположены: панель контрольных приборов с вентилями управления (по заднему борту заправщика), панель зарядки (по левому борту) и панель раздачи (по правому борту). На панели (рис. 67) приборов смонтированы: пять манометров, контролирующих давление воздуха в группах баллонов, и пять запорных вентилей для открытия и закрытия каждой группы; шесть манометров, контролирующих давление в линиях раздачи; вентиль системы раздачи; два вентиля открытия линий раздачи на 13 МПа и 32 МПа; два распределительных крана для открытия и закрытия одной из четырех (0...І2) МПа линий раздачи, четыре редуктора линий раздачи воздуха с давлением от 0 до 12 МПа; редуктор линии раздачи 13...23 МПа, два вентиля сброса давления из линий 13...23 МПа и 32 МПа, манометр, контролирующий давление в системе зарядки ВЗ, вентиль системы зарядки и вентиль сброса давления из магистрали зарядки. Основные технические данные редукторов и манометров, входящих в комплект ВЗ, приведены в табл. 22.

На панели зарядки воздухозаправщика закреплен зарядный бортовой штуцер с обратным клапаном, а на панели раздачи смонтировано шесть штуцеров линий раздачи.

В заднем отсеке кузова ВЗ на раме укреплены также два осушителя воздуха, два керамиковых фильтра и предохранительный клапан.

Вспомогательное оборудование (огнетушитель ОУ-2, переносная лампа, шланги и переходники для зарядки и раздачи воздуха, чехол, трос для подъема баллонов) и ЗИП расположены и закреплены в первом и втором отсеках с левой стороны кузова.

* При давлении в питающем баллоне 14+1-0,5 МПа.

Для обеспечения работы в ночное время воздухозаправщик ВЗ-20-350 оборудован системой электроосвещения (рис. 68), включающей аппаратуру освещения панели приборов, плафоны освещения внутреннего монтажа, фару для освещения рабочей площадки и аппаратуру защиты питания. Источником питания служит аккумуляторная батарея 6СТ-78-ЭМСЗ с напряжением 12 В, расположенная на левом лонжероне под кабиной, и генератор автомобиля. Управление системой освещения осуществляется с панели приборов заправщика.

Спецоборудование заправщика ВЗ-20-350 обеспечивает: поочередную зарядку групп баллонов заправщика сжатым воздухом до давления 35 МПа; раздачу сжатого воздуха самолетным потребителям с давлением 32 МПа, 13 МПа, 8,5...12 МПа, 5,5...8,5 МПа; 3...5,5 МПа и 0...3 МПа.

Особенности эксплуатации. Для зарядки баллонов заправщика сжатым воздухом необходимо:установить заправщик на расстоянии 5...8 м от компрессорной станции; открыть крышки люков кузова и при необходимости включить освещение панели приборов и фару освещения площадки. При этом следует убедиться, что все вентили и краны на панели приборов закрыты, а вентили баллонов открыты (вентили баллонов закрываются только при длительном хранении заправщика или транспортировании);

снять заглушку со шланга и штуцера на панели зарядки;

присоединить один конец шланга к штуцеру на компрессорной станции и продуть его сжатым воздухом в течение 1 мин;

присоединить второй конец шланга к зарядному бортовому штуцеру на панели зарядки заправщика (рис. 69);

открыть вентиль «Зарядка» на панели приборов. При этом манометр на линии зарядки должен показывать давление воздуха от компрессорной станции;

открыть один из вентилей группы баллонов, заполнить ее воздухом до давления 35 МПа. Следить за давлением по манометрам. Зарядку баллонов вести по группам в любой последовательности;

закрыть вентиль заполненной группы баллонов;

после заполнения всех групп баллонов до давления 35 МПа закрыть вентиль на пульте управления компрессорной станции;

открыть дренажный вентиль и стравить давление из шланга и линии зарядки;

отсоединить шланг от компрессорной станции и заправщика;

установить заглушки на шланге и штуцере на панели зарядки;

закрыть вентили, уложить шланг в люк, выключить освещение и закрыть крышки люков.

Раздача воздуха самолетным потребителям осуществляется следующим образом. Наполнение емкости потребителя начинают из группы баллонов с меньшим давлением в последовательно переходят к группам баллонов с большим давлением. При этом нельзя допускать понижения давления воздуха в баллонах ниже 0,5 МПа.

При раздаче воздуха давлением 32 МПа необходимо: открыть вентиль «Подача давления 32 МПа» и следить за давлением в наполняемой емкости по манометру; по достижении необходимого давления в емкости потребителя закрыть вентиль маховичком; открыть вентиль «32 МПа. Дренаж» маховичком и стравить воздух из шланга до нулевого давления по манометру, после чего закрыть вентиль.

При раздаче воздуха давлением (13...23) МПа следует:

открыть вентиль «Подача давления 13...23 МПа». По мере наполнения емкости потребителя плавно вращать маховичок редуктора в сторону «Больше» до установления необходимого давления. Давление контролировать по манометру; по достижении необходимого давления в емкости потребителя закрыть вентиль; открыть вентиль «13—23 МПа. Дренаж» маховичком и стравить воздух из шланга до нулевого давления по манометру. После чего закрыть вентиль.

По окончании работы заправщика его возвращают в исходное положение. При этом следует: закрыть вентили групп баллонов и вентиль системы раздачи; проверить, все ли рукоятки вентилей и кранов находятся в положении «Закрыт», а маховички редукторов — в положении «Меньше»; отсоединить шланг от штуцера панели раздачи заправщика, предварительно проверив по веем манометрам отсутствие давления воздуха в линиях раздачи; уложить шланг в люк и протереть панель приборов от пыли; проверить наличие и крепление вспомогательного оборудования и ЗИП, выключить освещение и закрыть крышки люков.

Техническое обслуживание ВЗ включает: НО; ТО-1; ТО-2; ТО-3; ТО-4 ЕО проводят после каждого рабочего дня и совмещают с НО базового автомобиля. При ЕО следует:

осмотреть кузов заправщика и места крепления его к платформе базового автомобиля. При обнаружении трещин, царапин и других мелких дефектов, а также ослабления каких-либо креплений принять меры к устранению замеченных недостатков;

произвести свертывание заправщика после окончания работы;

прижать стойки для намотки раздаточных шлангов к платформе автомобиля;

при необходимости заправщик зачехлить.

ТО-1. После 6 мес эксплуатации воздухозаправщика необходимо выполнить следующие работы по ТО-1:

очистить кузов заправщика от пыли и грязи рассеянной струей воды и протереть снаружи чистой ветошью;

присоединить к штуцеру панели раздачи шланг и удалить пыль из всех труднодоступных мест продувкой сжатым воздухом давлением 0,4...0,6 МПа;

протереть ветошью выступающие поверхности баллонов, трубопроводы, корпусы приборов и редукторов, вспомогательное оборудование, раму заправщика и панели;

осмотреть кузов и раму заправщика, трубопроводы, арматуру, панели, корпусы приборов и проверить, нет ли повреждений (при обнаружении повреждений устранить их);

при обнаружении повреждений внешнего слоя эмали или гальванических покрытий произвести их восстановление;

смазать смазкой ПВК замки, шарнирные соединения люков, подпорки: подтянуть крепление рамы к платформе автомобиля, баллонов, панелей, приборов, стоек и проверить работу электроосвещения;

проверить работу предохранительного клапана 5Л91-С60321 на линии зарядки рабочим давлением, нажав 3...4 раза на рычаг клапана; при этом клапан должен стравливать давление воздуха;

проверить обратный клапан зарядного бортового штуцера, подав рабочее давление на линию зарядки от одной из групп баллонов; при этом клапан не должен стравливать воздух. При появлении неисправности у обратного клапана зарядного бортового штуцера и предохранительного 5Л91-С60321 нужно заменить неисправный клапан;

произвести внешний осмотр шлангов. Повреждение металлических деталей, резьб, внутреннего и наружного резиновых слоев, размочаливание хлопчатобумажной оплетки не допускаются. Проверить герметичность шлангов давлением 35 МПа с выдержкой в течение 5 мин. Стравливание воздуха недопустимо;

произвести сверку рабочих манометров с контрольным. При отсутствии контрольного манометра допускается использовать проверенный рабочий манометр. Контрольный манометр выбирается в соответствии с проверяемым прибором. Манометры, имеющие погрешность, превышающую допустимую, демонтируются и отправляются на проверку;

проверить комплектность ЗИП и вспомогательного оборудования. Уложить и закрепить их в специально отведенных местах и закрыть люки.

ТО-2. Через 12 мес эксплуатации ВЗ необходимо:

выполнить работы по ТО-1, за исключением работ, указанных в последних пяти пунктах ТО-1;

проверить манометры, предохранительный клапан 5Л91-С60321 и редукционный клапан 438 в проверочной организации, для чего указанное оборудование демонтировать с заправщика;

установить манометры предохранительный клапан 5Л91-С60321, редукционный клапан 438, выдерживающий проверку, на заправщик. Приборы, не выдержавшие проверку, отремонтировать или заменить исправными;

заменить осушители запасными с сухим цеолитом. Произвести регенерацию цеолита;

проверить герметичность пневмосистемы заправщика;

закончить работы по ТО-1 в соответствии с указаниями, изложенными в последних пяти пунктах ТО-1.

ТО-3. Через 2,5 года эксплуатации ВЗ необходимо выполнить работы по ТО-2 и окрасить заправщик эмалью ХВ-16 желтого цвета, а крышку кузова эмалью ХВ-16 белого цвета.

ТО-4. Через 5 лет эксплуатации ВЗ нужно выполнить следующие работы по ТО-4: отсоединить штепсельный разъем электропроводки и снять кузов с автомобиля; отсоединить от баллона все трубопроводы; отвернуть гайки крепления ложементов баллонов; снять баллоны АБ-350; произвести гидравлическое испытание баллонов давлением 52,5 МПа с выдержкой в течение 5 мин (баллоны, прошедшие переаттестацию и признанные годными, установить на заправщик); выполнить работы по ТО-2 и ТО-3.

Смотрите также