Топливозаправщики

Заправка ВС авиатопливом в аэропортах осуществляется с помощью стационарного и подвижного топливозаправочного оборудования. К стационарному оборудованию относятся системы централизованной заправки самолетов (ЦЗС) топливом, а к подвижному — топливозаправщики (ТЗ) различных типов. Несмотря на ряд преимуществ системы ЦЗС, топливозаправщики широко применяются для заправки всех типов ВС. Они обладают большой маневренностью, не связаны с постоянными местами заправки ВС.

Заправка ВС сельскохозяйственной авиации на временных взлетных площадках, а также ВС в аэропортах IV и V классов производится преимущественно топливозаправщиками.

От заправки ВС топливом в значительной степени зависят регулярность и безопасность полетов. Поэтому к топливозаправщикам предъявляется ряд требований: необходимая вместимость цистерны, высокая производительность раздаточной системы, тонкость фильтрации, быстрота и удобство присоединения к ВС, удобство и простота эксплуатации, универсальность (заправка ВС различных типов).    

Топливозаправщики — специализированные автомобили или автопоезда, предназначенные для транспортирования топлива, временного его хранения и заправки им ВС. Они состоят из базового шасси и смонтированного на нем специального оборудования. В качестве базового шасси используются автомобили, полуприцепы и тягачи.

При вместимости цистерны до 10 м3 специальное оборудование топливозаправщиков монтируется на автомобилях, а при вместимости более 10 м3 — на полуприцепах и тягачах.

Специальное оборудование топливозаправщиков включает: цистерну, насос с приводом, топливные фильтры, трубопроводы с запорно-регулирующей арматурой, контрольно-измерительные приборы, напорно-всасывающие и раздаточные рукава. Топливозаправщики различных типов выполняются по одной принципиальной схеме, но отличаются конструктивными особенностями.

С помощью топливозаправщика можно выполнять следующие операции:

наполнять цистерну топливом из постороннего резервуара собственным насосом;

заправлять ВС фильтрованным топливом из собственной цистерны, а также из постороннего резервуара;

перемешивать топливо в собственной цистерне;

перекачивать топливо из одного резервуара в другой, минуя собственную цистерну; откачивать топливо из раздаточных шлангов после заправки ВС;

перевозить топливо.

Цистерны топливозаправщика бывают малой (до 5 м3), большой (до 25 м3) и особо большой (свыше 25 м3) вместимости. К топливозаправщикам малой вместимости относятся ТЗ-150, АТЗ-3,8-130, ТЗ-5-375. Они используются в основном для заправки самолетов и вертолетов с вместимостью баков до 5 м3 и подачей (5-10 3...10- 10-3) м3/с.

Смотрите также