Топливозаправщик ТЗ-7,5-500А

К топливозаправщикам средней вместимости (табл. 14) относятся: ТЗ-200, ТЗ-7,5-500А (рис. 39), ТЗ-8-255Б. Характеристика технологического оборудования топливозаправщиков средней вместимости представлена в табл. 15.

Назначение. Топливозаправщик может производить следующие операции: наполнять цистерну топливом своим насосом; перемешивать топливо в своей цистерне; заправлять воздушные суда фильтрованным топливом из своей цистерны, а также из постороннего резервуара, перекачивать топливо из одного резервуара в другой, минуя свою цистерну откачивать топливо из раздаточных рукавов.

Конструкция. Топливозаправщик ТЗ-7,5-500А выпускается на шасси автомобиля МАЗ-500А обычной проходимости (рис. 40). Колесная формула базового шасси 4×2.

Технологическое оборудование топливозаправщика ТЗ-7,5-500А включает в себя цистерну топлива, топливный насос, фильтр тонкой очистки, счетчик жидкости, гидравлическую систему трубопроводов с арматурой, пневматическую систему управления насосом и барабаном для раздаточных рукавов, раздаточные рукава с кранами или наконечниками, электрическое и пожарное оборудование, контроль но-измерительные приборы и радиостанцию. Привод насоса осуществляется от коробки отбора мощности автомобиля Управление выполняемыми операциями механизированное и осуществляется из кабины управления, расположенной сзади цистерны.

Устройство основных агрегатов. Цистерна топливозаправщика (рис. 41) имеет сечение эллиптической формы. Обечайка цистерны — сварная из листовой стали.

Днища — гофрированные, отбортованные. Внутри цистерны к обечайке приварены рама жесткости 7 и угол жесткости, к которым крепятся поперечные волнорезы 5, разделяющие цистерну на два сообщающихся отсека и служащие для уменьшения гидравлических ударов на днища цистерны при изменении скорости движения автомобиля. Для увеличения жесткости волнорезы имеют гофры.

Внутри цистерны находится заборная труба 8 для выкачивания топлива из цистерны. В верхней части цистерна имеет горловину 4 с фланцем для крепления люка цистерны. В нижней части находится отстойник 14, передняя опора 15 и опорный брус 13 для крепления к раме автомобиля. Внутренняя поверхность цистерны металлизируется слоем цинка толщиной 80... 170 мкм.

Люк горловины цистерны с дыхательным клапаном. Горловина предназначена для производства монтажных, ремонтных и профилактических работ внутри цистерны. Люк цистерны (рис. 42) состоит из корпуса, крышки, скобы, маховика. На днище корпуса люка расположен дыхательный клапан пружинного типа, который предназначен для регулирования давления в цистерне при наполнении и раздаче топлива из цистерны и уменьшает потери легких фракций топлива в ней от испарения.

Дыхательный клапан (рис. 43) состоит из корпуса, седла клапана, впускного и выпускного клапанов, регулировочной гайки и пружин клапанов. Фильтроэлемент предохраняет от попадания в цистерну пыли через клапан. Фильтр периодически промывается.

При наполнении цистерны топливом избыточное давление воздуха (паров) воздействует на выпускной клапан. При давлении, превышающем силу сопротивления пружины, клапан приподнимается и сообщает полость цистерны с атмосферой. При раздаче топлива в цистерне образуется вакуум. Воздействуя на впускной клапан, атмосферное давление перемещает его вниз и открывает доступ воздуха в полость цистерны. Регулировка впускного клапана производится регулировочной гайкой.

Коробка отбора мощности. Отбор мощности для привода насоса производится от коробки перемены передач шасси МАЗ-500А. Коробка отбора мощности (рис. 44) односкоростная, с передаточным отношением 1:1,15, состоит из корпуса I, внутри которого имеется ось с паразитной шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней коробки перемены передач. На шлицевом валу 2 находится шестерня отбора мощности 7. Перемещаясь по шлицам при помощи вилки переключателя 6, она входит в зацепление с паразитной шестерней, н шлицевой вал получает вращение.

Вилка переключателя закреплена на штоке 5, конец которой соединен с поршнем 4. Преодолевая натяжение пружины, размещенной в стакане 3, поршень перемещает шток при подаче воздуха в пневмоцилиндр. Коробка отбора мощности соединена с насосом посредством карданного вала. Шлицевой вал противоположным концом соединен с валом датчика магнитно-индукционного тахометра 8.

Насос. Для перекачивания топлива на ТЗ-7,5-500А установлен самовсасывающий центробежный лопастный насос СЦЛ-20-24а левого вращения (рис. 45). При частоте вращения вала насоса 28,3 с-1 допускается отбор мощности на привод насоса не более 18,4 кВт.

В момент пуска топливо захватывается центробежным колесом 1 и по переводному каналу поступает в левую полость корпуса к вихревому колесу 9, которое вытесняет жидкость в колпак 15. В насосе образуется вакуум, и из всасывающей линии поступает воздух. Образующаяся эмульсия вытесняется колесом 9 в колпак 15. Воздух отделяется от жидкости и собирается в верхней части колпака, жидкость поступает обратно в камеру вихревого колеса 9. Всасывающая линия освобождается от воздуха, и жидкость через колеса 1 и 9 поступает в напорный трубопровод.

Фильтр тонкой очистки (рис. 46) снабжен фильтрующим пакетом 8Д2.966.063 (ТФБ), представляющим собой набор из 12 бумажных фильтрующих элементов, обеспечивающих удержание механических примесей размером 5 мкм и более.

Особенности эксплуатации. Управление работой спецоборудования ТЗ-7,5-500А производится из кабины управления, а включение насоса из кабины водителя. Работа системы управления основана на использовании энергии сжатого воздуха, отбираемого из тормозной системы автомобиля (рис. 47).

Сжатый воздух ресивера через разобщительный кран 2 поступает к золотниковому крану блока включения насоса 15, расположенного в кабине водителя с левой стороны. При включении крана воздух поступает: к коробке отбора мощности 13 и подключает ее к трансмиссии автомобиля; к автоприводу газа 10 и подготавливает к работе регулятор частоты вращения двигателя; к крану управления 9 и подготавливает его к управлению операциями; к пневмоконтакту 14 и на приборном щитке загорается сигнальная лампа.

Включение крана блока 15 должно производиться обязательно при нажатой педали сцепления автомобиля. После включения сцепления начинает вращаться топливный насос.

Кран управления 9 имеет три положения рукоятки: «Окончание работы», «Раздача», «Наполнение цистерны». При установке рукоятки в положение «Раздача» воздух к системам управления не поступает.

При установке рукоятки крана управления в положение «Наполнение цистерны» воздух поступает к золотниковому крану автомата наполнения 7, а после его срабатывания при наполнении цистерны до 7,5 м3 — в магистраль, соединяющую полость цилиндра автопривода газа коробку отбора мощности и рабочую полость привода блока включения насоса. При этом происходят уменьшение частоты вращения двигателя до минимальных, выключение насоса, выключение крана блока включения насоса и разрядка рабочей магистрали в атмосферу.

При установке рукоятки крана управления в положение «Окончание работы» воздух попадает в ту же магистраль, что и после срабатывания автомата наполнения. В этом случае насос выключается, частота вращения двигателя снижается и выключается кран блока включения насоса.

Подготовка топливозаправщика к работе. Перед вводом в эксплуатацию топливозаправщик необходимо расконсервировать, произвести осмотр и проверку исправности спецоборудования. При этом следует обратить внимание на герметичность фланцевых соединений рукавов; отсутствие коррозии деталей; состояние насоса и его привода (слить перед пуском из насоса масло); крепление цистерны к шасси; укомплектованность; постановку фильтропакета. Необходимо расконсервировать раздаточный кран, фильтр грубой очистки, концы всех рукавов, произвести пуск и опробование двигателя, прокачать топливо по замкнутому циклу. Результаты осмотра-проверки заносят в формуляр топливозаправщика.

Наполнение цистерны топливом с помощью своего насоса. Для этого необходимо: заземлить топливозаправщик; соединить приемный рукав (см. рис. 40) с трубопроводом и опустить его приемный штуцер в емкость, открыть задвижки 23 «Из емкости» и 1 «В цистерну». Рукоятку крана управления (см. рис. 47) поставить в положение «Наполнение цистерны».

Насос включается при работающем двигателе блоком включения, находящимся в кабине водителя. Для этого открывают разобщительный кран 2, нажимают педаль привода выключения сцепления и через 5...8 с поворотом рукоятки крана влево включают насос. Дальнейшее управление работой спецоборудования топливозаправщика производится устройствами, находящимися в кабине управления топливозаправщика. Постепенно вращая маховичок регулировки оборотов по часовой стрелке, следует повысить частоту вращения насоса до 28,3 с-1. Если во всасывающей магистрали не создается разрежение, о чем судят по показаниям мановакуумметра (см. рис. 40), насос следует выключить и выяснить причину. При необходимости нужно залить в насос топливо.

При наполнении цистерны топливом в объеме 7,5 м3 срабатывает автомат наполнения. На приборной доске в кабине управления загорается красная сигнальная лампа, отключается насос После его отключения нужно закрыть задвижки, маховичок автопривода газа ввернуть до отказа. Слить из приемного рукава топливо, сиять его, заглушить и уложить в трубы.

Заправка ВС топливом из цистерны топливозаправщика. Топливозаправщик необходимо подать к ВС, перевести ТЗ в рабочее положение, слить отстой из отстойника цистерны и фильтра тонкой очистки, заземлить ТЗ, размотать раздаточный рукав (рукава).

При заправке ВС открытым способом следует: подать заправочный шланг к заливным горловинам, снять с раздаточного пистолета колпачок; опустить пистолет в горловину бака ВС и открыть клапан пистолета; заземлить пистолет штырем с тросом в заземляющее гнездо ВС; открыть задвижки «Из цистерны» (см. рис. 40) и «На раздачу» 2; установить рукоятку крана управления в положение «На раздачу»; включить насос; открыть воздушный кран на крышке фильтра тонкой очистки; спустить воздух и закрыть кран; увеличить частоту вращения двигателя до получения требуемой подачи насоса и следить за командами, контролируя работу топливозаправщика по показаниям приборов.

По окончании заправки бака ВС топливом необходимо: снизить частоту вращения вала двигателя; закрыть задвижку «На раздачу»; открыть задвижку «В цистерну» 1. Открыть задвижку «Отсос» 12 и закрыть задвижку «Из цистерны» (см. рис. 40). На минимальных оборотах отсосать .топливо из раздаточного рукава, контролируя окончание операции по показаниям мановакуумметра. Выключить насос, установив рукоятку крана управления (см. рис. 47) в положение «Окончание работы», закрыть клапан пистолета.

При заправке ВС топливом под давлением вместо заправочного пистолета можно подсоединить наконечник 2561А-8. После заземления топливозаправщика следует: снять крышки с наконечника и заливной горловины ВС, вставить штырь заземления в гнездо, соединить наконечник с приемным штуцером ВС, повернуть его по часовой стрелке до отказа; отжав пружину наконечника книзу, привести рычаг замка в положение «Закрыть»; включить насос топливозаправщика и залить необходимое количество топлива в бак ВС. После заливки необходимо: откачать топливо из раздаточного рукава и перевести рычаг замка в положение «Открыто»; отсоединить наконечник от заливной горловины и закрыть их крышками.

Техническое обслуживание. В службах спецтранспорта аэропортов гражданской авиации планируются и проводятся четыре вида технического обслуживания СМ:

ЕО выполняется 1 раз в сутки;

ТО-1 выполняется через 40-60 ч работы спецоборудования и 1000...1500 км пробега базового автомобиля, ТО-2 выполняется через 200...250 ч работы спецоборудования и 5000...6000 км пробега базового автомобиля;

СО выполняется 2 раза в год при подготовке к осенне-зимнему и весеннелетнему периоду совместно с очередным ТО-2. Кроме работ, предусмотренных ТО-2, в этом случае необходимо:

проверить состояние внутренней поверхности цистерны; при наличии грязи, песка и прочих осадков необходимо цистерну промыть рабочим топливом; подкрасить поверхности, на которых повреждена краска;

промыть водой систему охлаждения с целью удаления из нее накипи и осадков; при минусовых температурах воздуха заполнить систему антифризом, промыть топливный бак и продуть трубопроводы (только осенью); сменить смазку во всех механизмах агрегата и узлах двигателя, шасси и цистерны (рис. 48) с учетом времени года; сезонные смазки следует менять независимо от длительности работы;

проверить зарядку огнетушителей, массу снаряжения огнетушителей и время последнего освидетельствования баллонов огнетушителей. При необходимости следует перезарядить огнетушители или переосвидетельствовать баллоны; проверить дату последней проверки манометров, мановакуумметров и. если срок истек, отправить их на повторную проверку или заменить.

Все обнаруженные в процессе ТО неисправности (нарушения регулировки, крепления, герметичности, нормальной смазки, фильтрации и очистки и др.) должны быть устранены. Техническое обслуживание шасси базового автомобиля спецмашин, как правило, проводится одновременно с регламентными работами по спецоборудованию.

При контрольном осмотре топливозаправщика перед каждым выездом со службы спецтранспорта следует проверить: наличие пломб в местах доступа к топливу; наличие топлива в цистерне; исправность заземления; чистоту топливозаправщика; исправность сеток заправочного пистолета; герметичность всех соединений трубопроводов; наличие и состояние пожарного оборудования; отсутствие топлива в рукавах, правильность их укладки; наличие паспорта на топливо, формуляра на топливозаправщик; отстой топлива из отстойника фильтра, цистерны.

 

Смотрите также