Маслозаправщик МЗ-66

Назначение. МЗ-66 может выполнять следующие операции: заполнять свой котел маслом из посторонних наземных и подземных емкостей, расположенных на глубине до 4,5 м;

нагревать масло в котле вместимостью 0,3...0,8 м3 до температуры 100 °С; заправлять ВС фильтрованным маслом с замером количества выданного масла; сохранять длительное время температуру нагретого в котле масла при отрицательных температурах воздуха; транспортировать масло;

перекачивать масло из одной емкости в другую, минуя свой котел; откачивать масло из раздаточного рукава после заправки.

Конструкция. Общий вид маслозаправщика МЗ-66 показан на рис. 50, а их технические характеристики приведены в табл. 18 и 19.

Устройство основных агрегатов. Схема маслозаправщика приведена на рис. 51. Котел (рис. 52) представляет собой емкость, образуемую наружной поверхностью 2 и цилиндром 3, в котором размещается жаровая труба 5. Сверху на котле размещена заливная горловина 4. В жаровой трубе установлен двухпоточный змеевик 6, в котором во время нагрева обеспечивается постоянная циркуляция масла. Конусообразный отражатель газов 8 способствует равномерному нагреву масла горячими газами.

В форсунке 7 нагревательной системы сгорает топливо, через дымовую трубу 1 газы выбрасываются в атмосферу благодаря эжекции выхлопных газов двигателя, направленных в дымовую трубу через насадок 9. Между наружной облицовкой и корпусом котла, а также внутренней и наружной облицовками кабины управления спецоборудованием имеется теплоизоляционный слой из заливочного пенопласта, предназначенный для предохранения нагретого масла от быстрого остывания. Степень наполнения котла определяется установленным реечным указателем Для слива масла из котла и фильтра самотеком в масляной системе имеются два сливных вентиля.

Сзади котла находится кабина управления спецоборудованием (рис. 53), в которой размещены арматура приемно-раздаточной системы масла, насос, приборы управления и контроля. В кабине спецоборудования установлены масломер для разового и суммарного отсчета выданного масла, предохранительный клапан, ограничивающий давление в нагнетательной магистрали в пределах 0,3...0,4 МПа, масляный фильтр, ручной привод газа и щиток контрольно-измерительных приборов. Заливная горловина котла закрыта крышкой с «дыхательными» отверстиями для обеспечения полного наполнения котла и отвода воздуха или паров масла.

В корпусе заливной горловины (рис. 54) установлен сетчатый фильтр 5 грубой очистки масла. Горловина закрывается крышкой 2 через уплотнительную прокладку 3 и удерживается в закрытом состоянии эксцентриковым зажимом 1, укрепленным на корпусе 4.

Привод маслонасоса осуществляется от двигателя базового автомобиля через коробки передач, отбора мощности и карданные валы. Редуктор датчика тахометра установлен на карданном валу и выполнен в виде промежуточной опоры.

Масляный фильтр (рис. 55) служит для очистки от механических примесей заправляемого масла. В цилиндрическом корпусе 4 установлена труба с набором чечевицеобразных фильтрующих элементов 3 и отражателя 5. Фильтрующие элементы изготовлены из никелевой сетки, которая имеет 8100... 10000 отверстий на 1 см2 площади.

Набор фильтрующих элементов на трубе закреплен гайкой 2. Корпус фильтра закрыт крышкой 1, на которой установлен кран для выпуска воздуха из фильтра.

Масломер СД-40 служит для определения количества заправляемого масла или смеси. Он состоит из гидравлической части, корпуса, редуктора и счетного механизма. Внутри корпуса укреплена измерительная камера, поверхность которой имеет форму шарового пояса. Верхняя и нижняя части камеры имеют форму усеченных конусов, повернутых вершинами к центру камеры. В углублениях этих конусов вращается шаровая опора. Через систему шестерен счетного механизма вращение передается на ось отсчитывающих стрелок На большой шкале нанесены деления от 0 до 0,1 м3, на малой от 0 до 2 м3. Суммирующий механизм рассчитан на показатели от 0,01 до 1000 м3.

Нагревательная система состоит из топки, устройства для усиления тяги и топливной аппаратуры. Топка имеет цилиндрическую форму и размещается в центральной части котла. В ней находится змеевик, по которому циркулирует масло при нагреве. Усиление тяги в топке котла производится за счет системы эжекции. Для этого выпускная труба двигателя соединена с дымовой трубой заправщика трубопроводом на одном конце которого установлен насадок, а на другом коробка с заслонкой. Отработавшие газы двигателя из глушителя попадают в корпус коробки В зависимости от положения заслонки газы могут выбрасываться в атмосферу, либо поступать по трубопроводу в дымовую трубу.

Компрессором 6 (рис. 56), установленным на двигателе автомобиля, воздух нагнетается в ресивер 5, повышение давления в котором ограничивается предохранительным клапаном 4 и контролируется манометром 3. Предохранительный клапан отрегулирован на давление 0,55 МПа, Через регулятор давления и кран 14 воздух поступает в топливный бак 9 Давление воздуха после регулятора давления достигает 0,12...0,14 МПа и контролируется по манометру 3. Избыточное давление в топливном баке при открытых кранах керосина 16 или бензина 15 выжимает топливо в форсунку 2. Выключатель 17 перекрывает подачу керосина при падении давления в масляной магистрали ниже 0,04 МПа по манометру 13.

Форсунка (рис. 57) служит для образования горючей смеси и ее воспламенения. В цилиндре 1 установлены: камера горючей смеси 2, запальная свеча 3, жиклер 4, иглодержатель 5 с иглой, диффузор 6. Форсунка размешена на заднем днище котла по оси двухтопочного змеевика и жаровой трубы.

При открытии крана «Бензин» заполняется нижняя полость цилиндра форсунки через гнездо запальной свечи. Объем бензина рассчитан на обеспечение разогрева камеры горючей смеси форсунки до температуры интенсивного образования паров керосина. После заполнения нижней полости форсунки включается запальная свеча. В дальнейшем в качестве топлива используется керосин. Образовавшиеся в нагретой камере горючей смеси пары керосина выбрасываются через жиклер 4 в диффузор 6, где с воздухом образуют рабочую смесь, которая поджигается пламенем недогоревшего бензина. Горючие газы нагревают змеевик и циркулирующее в нем масло.

Принцип работы. При наполнении цистерны 7 (см. рис. 51) маслом с помощью своего насоса масло через штуцер 10, обратный клапан 11, вентиль 9 всасывается насосом 13 и через вентиль 1 подается в цистерну.

При заправке ВС масло из цистерны через вентиль 8 всасывается насосом и через вентиль 14, фильтр 17, счетчик жидкости 18, вентили 19 или 24, рукава 20 или 23, раздаточные краны 21 или 22 подается в масляные баки авиационной силовой установки.

При откачивании масла из раздаточных рукавов масло через вентели 19. 24, 15 попадает в насос и через вентиль 1 в цистерну.

Нагрев масла производится в специально отведенном для этого месте и допускается при наличии масла в котле в объеме не менее 0,3 м3, что обеспечивает неразрывность струи масла при его циркуляции в змеевике котла и исключает коксование. При нагреве масла необходимо соблюдать следующую последовательность:

заправить соответствующие отсеки топливного бака нагревательной системы (5 л бензина и 25 л керосина) и убедиться в герметичности отсеков;

определить с помощью реечного указателя количество масла в котле; открыть крышку дымовой трубы;

повернуть рукоятку эжекционной коробки в положение, соответствующее выхлопу отработавших газов двигатели через эжектор дымовой трубы;

пустить двигатель и создать давление в воздушном баллоне до 0,5...0,55 МПа; открыть вентили 1, 2, 8 (см. рис. 51) и включить коробку отбора мощности; установить частоту вращения насоса в пределах 31,4...36,7 с-1; создать давление в топливном баке форсунки в пределах 0,12...0,14 МПа. дальнейшие операции проводить в защитных очках;

заполнить корытце форсунки бензином до появления его в сливной трубке, открыв кран «Бензин» (см. рис. 56). После заполнения корытца бензином закрыть кран;

включить запальную свечу и через 25...30 с на мгновение приоткрыть кран «Бензин», обеспечив воспламенение бензина в корытце форсунки; выключить свечу, закрыть кран;

через 3...4 мин после начала воспламенения бензина открыть игольчатый кран «Керосин», постепенно регулируя подачу его в форсунку, обеспечив ровное и полное сгорание керосина (см. рис. 56);

увеличить частоту вращения насоса до 41,9 с-1 и через 3—4 мин довести их до 52,4...57,6 с-1;

следить за показаниями термометров, показывающих температуру масла в котле и змеевике;

при достижении температуры масла в котле +95 °С перекрыть краны «Керосин» и «Воздух» (погасить форсунку);

через 5—7 мин после перекрытия крана «Керосин» отключить коробку отбора мощности; в течение этого времени происходят перемешивание масла и уравнивание температур в котле и змеевике;

перекрыть краны 1, 2, 8, остановить двигатель, повернуть рукоятку эжекционной коробки в положение «Выхлоп» и закрыть крышку дымовой трубы; закрыть двери кабины управления; стравить воздух из топливного бака форсунки.

Особенности эксплуатации. В процессе нагрева масла необходимо следить за правильной работой форсунки, которая характеризуется ровным без перебоев шумом, желто-соломенным цветом факела пламени, отсутствием выбрасывания неиспарившегося топлива и копоти в выходящих в дымовую трубу газах. Если во время розжига при работающей форсунке погасло пламя, то повторный розжиг нужно производить с максимальной осторожностью. При этом находиться против форсунки и фронтальной плиты категорически запрещается.

Техническое обслуживание маслозаправщика. Оно производится в следующие сроки:ежедневное ЕО ежедневно, ТО-1 — через 40...60 ч работы, ТО-2 через 200...300 ч работы, сезонное (СО) 2 раза в год.

Сезонное техническое обслуживание проводится при переводе маслозаправщика на летнюю и зимнюю эксплуатацию. При проведении СО необходимо выполнить полный объем работ очередного планового ТО и. кроме этого, выполнить следующие работы:

промыть топливный бак бензином и продуть топливные трубопроводы; очистить и промыть емкость котла, змеевик и систему трубопроводов; провести сезонную смену смазок.

При сезонном обслуживании 1 раз в год осенью следует проверить состояние теплоизоляции, для чего нужно снять шланговые ящики и крышки люков иа облицовке котла.

При обнаружении в змеевике масляного кокса необходимо: извлечь змеевик из жаровой трубы;

подвергнуть змеевик выварке в ванне с каустическим раствором, прокачать змеевик каустическим раствором до удаления масляного кокса; промыть змеевик водой (лучше горячей) для нейтрализации раствора до выхода из змеевика чистой воды;

испытать змеевик на герметичность давлением воздуха 0,3 МПа в течение 5 мин; промыть змеевик маслом и произвести испытание на герметичность давлением масла 1 МПа в течение 5 мин, заглушить отверстия деревянными пробками; установить змеевик на маслозаправщик.

Затем следует испытать на герметичность всю систему маслотрубопроводов, для чего необходимо: нагреть масло в котле до температуры 100 °С; открыть вентиль 8 (см. рис. 51) масляной системы (остальные краны должны быть закрыты) и произвести опрессовку нагнетательного трубопровода давлением 0,9 МПа в течение 5 мин; открыть вентили 8, 14, 19 масляной системы (остальные краны должны быть закрыты) и произвести опрессовку раздаточного трубопровода, маслофильтра и раздаточного шланга давлением 0,5 МПа в течение 5 мин; открыть клапан раздаточного пистолета и проверить работу раздаточного пистолета; взять пробу масла и произвести анализ на соответствие ГОСТ.

Смотрите также