Кислородозаправщик АКЗС-75М-131-П

Конструкция АКЗС-75М-131-П. Компрессорная установка смонтирована на базе шасси автомобиля ЗИЛ-131. Оборудование станции состоит из кислородных баллонов (рис. 61), дожимающего компрессора 7, щита управления с кислородной коммуникацией, осушительной аппаратуры и системы пожарной защиты станции. Оборудование станции смонтировано в жестком металлическом кузове, разделенном на компрессорный и баллонный отсеки. В компрессорном отсеке размещены: дожимающий компрессор, привод компрессора, механизм регулировки частоты вращения, агрегаты холодильника, блок осушки, система подогрева компрессора, щит управления, система пожарной защиты, аптечка, ящики с ЗИП, В баллонном отсеке станции размещено 18 транспортных баллонов, по 6 в каждой группе.

Устройство основных агрегатов. Компрессор КП-75М (рис. 62) предназначен для перекачивания кислорода в наполняемые баллоны и дожимания его до рабочего давления. Основными узлами компрессора являются: картер, два цилиндра, кривошипный вал, штоки, поршни, всасывающие и нагнетательные клапаны, маховик. При движении штока влево в правом цилиндре создается разрежение и через всасывающий клапан цилиндр заполняется кислородом. В левом же цилиндре в это время происходит сжатие кислорода, который нагнетается в коммуникацию. Полный цикл всасывания, сжатия и нагнетания кислорода в цилиндрах происходит за один оборот кривошипного вала.

Смазка цилиндров компрессора производится принудительно водоглицериновой смесью (20% глицерина в дистиллированной воде). Заливают ее в рубашки цилиндров через верхние окна. При ходе поршня к головке цилиндра за манжетой создается зона разрежения. Шарик водоглицеринового клапана поднимается, и смесь заполняет полость от манжеты до сальника. При обратном движении поршня смесь поднимает шарик нагнетательного водоглицеринового клапана и выбрасывается в полость рубашки цилиндра.

Коренные подшипники, вкладыши штока и плавающие втулки кривошипного вала смазываются глицерином в процессе работы.

Привод компрессора (рис. 63) осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, смонтированную на раздаточной коробке, карданные валы и промежуточную опору. При низких температурах окружающей среды предусмотрен подогрев глицерина и водоглицериновой смеси при помощи подогревателя, использующего энергию выхлопных газов двигателя.

Система охлаждения и осушки кислорода состоит из воздушного холодильника, влагоотделителя и двух осушителей. Охлаждение кислорода после компрессора происходит в воздушном холодильнике путем обдува змеевика воздухом, гонимым крыльчаткой, закрепленной на маховике компрессора. Во влагоотделителе в результате вращения кислорода частицы влаги стекают в нижнюю часть сосуда. Скопившаяся на дне корпуса влагоотделителя она периодически удаляется через продувочный вентиль, а кислород проходит в осушители. На станции установлены два осушителя, подключенные параллельно. В стальном баллоне осушителя вместимостью 0,005 м3, заполненном сорбентом (селикагель или цеолит), поглощаются оставшиеся после водоотделителя водяные пары. На входе и выходе осушителя установлены фильтры.

На щите управления расположены (рис 64): два указателя дистанционного термометра, показывающие температуру кислорода в левом и правом коллекторах компрессора; три манометра 4 (см. рис. 61), показывающие давление в каждой группе баллонов;

два манометра, показывающие давление во всасывающей и нагнетательной магистралях; три вентиля 5 нагнетательной магистрали; три вентиля 5 всасывающей магистрали; вентиль 12 продувки влагоотделителя; запорный вентиль 15, позволяющий при работе компрессора на замкнутом цикле перекрывать доступ кислорода к осушителям; указатель электротахометра, показывающий частоту вращения компрессора; указатель дистанционного термометра, показывающий температуру глицерина в картере компрессора; вентиль 34 коллектора для зарядки парашютных приборов; вентиль 30 продувки шланга, вентиль 14 замкнутого цикла, вентиль 27 понижающих редукторов; часы; манометр 26 редукторов; вентили 17, 19 регулируемого азотного редуктора; вентиль 33 зарядки баллонов станции, вентили 20, 22 нерегулируемого азотного редуктора; вентили 23, 25 кислородного редуктора; выключатели освещения щита и компрессора, подогрева часов и противопожарной системы; кнопка аварийного включения противопожарной системы; кнопка аварийного останова двигателя.

Особенности эксплуатации. При подготовке станции к работе расконсервируют автошасси, осматривают двигатель, систему привода, компрессор, коммуникации, щит управления, проверяют срок годности баллонов и контрольных приборов, работу механизма, регулировку частоты вращения. Маховичок регулирования должен вращаться плавно, а рычаг заслонки карбюратора двигателя плавно открываться или прикрывать заслонку.

Затем необходимо: проверить систему сигнализации пожарной системы, заправить компрессор станции глицерином и водоглицериновой смесью, проверить герметичность кислородной коммуникации. Для этого баллон с медицинским кислородом с помощью зарядного шланга нужно присоединить к зарядному штуцеру 31 (см. рис. 61). После этого следует закрыть все вентили баллонов станции, открыть вентили на щите управления кроме вентилей 9 и 14 (см. рис. 64), открыть вентиль 24 и вентиль транспортного баллона. Герметичность соединений коммуникаций проверяют мыльной водой.

Затем нужно подготовить к пуску двигатель, запустить и прогреть его, открыть все люки кузова станции, проверить аварийный останов двигателя кнопкой «Останов двигателя».

Для пуска двигателя следует закрыть все вентили на щите управления, кроме вентилей 20 и 25; подсоединить шланг к транспортному кислородному баллону, включить компрессор и поставить на холостой ход; открыть один баллон каждой группы, вентиль зарядки 24 (см. рис. 64); открыть вентиль нагнетания группы, куда предполагается закачка кислорода 22; плавно открывать вентиль баллона, откуда будем выкачивать кислород, перепустить кислород до выравнивания давления; закрыть вентиль замкнутого цикла 25 и произвести перепуск кислорода из транспортного баллона в баллоны другой группы; при достижении перепада закрыть нагнетательный вентиль закачиваемой группы 22, открыть вентиль замкнутого цикла; оставшийся в транспортном баллоне кислород перепустить в баллон группы, где давление ниже, чем в коммуникации.

При зарядке кислородом бортовых баллонов ВС до давления 15 МПа необходимо: включить противопожарную систему, компрессор, подсоединить шланг одним концом к бортовому штуцеру самолета, а другим к штуцеру зарядки — раздачи 31 (см. рис. 61); открыть вентиль замкнутого цикла 14, вентиль раздачи 28, питательный вентиль группы, откуда будет выкачиваться кислород, например 5'; после выравнивания давления, закрыв вентиль 14, начать перекачку из баллонов батареи в бортовые баллоны ВС, открыв запорные вентили 2, 15.

При достижении перепада давления на вентиле 5 нужно сравнить показания манометров 4 и 13, закрыть вентиль 5' и открыть питательный вентиль другой группы, где давление больше, чем в коммуникации. При достижении рабочего давления в бортовой системе следует закрыть вентили 15, 28 и открыть 14. Затем нужно открыть вентиль продувки шланга 30, сбросить давление в шланге и отсоединить шланг, открыть вентиль 12, стравить давление в кислородной коммуникации.

Затем следует включить компрессор, для чего: поставить автомобиль на ручной тормоз; рычаг раздаточной коробки поставить в нейтральное положение, маховичком регулировки частоты вращения установить минимальное вращение двигателя, нажать кнопку «Сигнализация пуска компрессора», на щите управления в кабине водителя загорается зеленая лампа. После 10—15 мин работы (с целью замочки манжет компрессора) следует установить частоту вращения компрессора 4 6...5 с-1. Он должен работать равномерно, без посторонних шумов и стуков. При нормальной работе компрессора из нагнетательных водоглицериновых клапанов смесь должна подаваться импульсами 1 раз за один оборот кривошипного вала. Смесь должна быть прозрачной, без видимого помутнения.

Уровень водоглицериновой смеси в рубашках цилиндров должен быть по верхний обрез цилиндра. Уровень глицерина в полости картера должен быть между контрольными рисками на боковом окне. Температура его не должна превышать 70 °С за 1 ч непрерывной работы компрессора.

Перед остановкой компрессора нужно закрыть все вентили баллонов, стравить давление из кислородной коммуникации станции через вентили 9 и 10, дать компрессору проработать 10—15 мин на минимальной частоте вращения. После останова компрессора следует закрыть все вентили, кроме вентиля замкнутого цикла 17, выключить пожарную систему и систему освещения.

Перекачка кислорода из одной группы баллонов в другую производится при открытых вентилях 5' (см. рис. 61) всасывающей магистрали одной группы баллонов и нагнетательной магистрали другой группы. В этом случае компрессор всасывает кислород из второй группы и подает его в баллоны третьей группы.

Работа на холостом ходу производится при открытом вентиле замкнутого цикла 14 и одном из вентилей 5 питательной группы баллонов. Кислород в этом случае всасывается компрессором из баллонов третьей группы и через нагнетательную магистраль и вентиль 14 возвращается обратно, т. е. совершается замкнутый цикл без повышения давления в магистрали.

Система пожарной защиты (рис. 65) служит для: прекращения доступа кислорода из баллонов в компрессорный отсек станции; стравливания в атмосферу кислорода, находящегося в агрегатах и коммуникациях компрессорного отсека; приведения в действие огнетушителя в компрессорном отсеке кузова.

При повышении температуры среды со скоростью более 4 ° в 1 с срабатывает датчик 3, в термобатареях датчиков возникает термоэлектродвижущая сила, вызывающая ток в обмотках поляризованного реле исполнительного блока 4. Исполнительный блок срабатывает и замыкает цепь реле 5, которое включает контакты реле управления 6 электромагнитным клапаном. Воздух из тормозной системы автомобиля через вентиль 13, фильтр 14, редуктор 15 под давлением 0,15 МПа через электромагнитный клапан 17 поступает к пневмоприводу 18. Пневмопривод путем механического воздействия отсекает поток кислорода из баллонов тремя клапанами 20, открывает клапан 19 и стравливает кислород из коммуникации и агрегатов компрессорного отсека в атмосферу Для обеспечения закрытия клапанов на шток пневмопривода устанавливается рамка с тремя пружинами с усилием 3...3,5 даН.

Второй контакт П-24 В замыкает цепь огнетушителя. При этом взрывается пиропатрон, и огнегасящая жидкость из огнетушителя поступает через распылительный коллектор 2 в компрессорный отсек станции.

Третий контакт Ш-24 включает лампу 11, сигнализируя о пожаре. Пожарная защита может быть приведена в действие после нажатия кнопки 8, после чего система срабатывает, как изложено выше.

В случае переоборудования станции АКЗС-75М для работы на азоте устанавливают азотные редукторы, кислородные баллоны заменяют на азотные, изменяют окраску кузова.

Техническое обслуживание. При эксплуатации АКЗС-75М производят четыре вида ТО: ЕО; ТО-1 через 50 ч работы, ТО-2 через 200 ч работы; СО 2 раза в год.

Смотрите также