Кислородозаправщик АКЗС-75

Назначение. Система АКЗС-75 позволяет выполнять; зарядку баллонов станции из газофиксаторов кислорододобывающей станции или транспортных баллонов (рис. 59), перекачку кислорода из одной группы баллонов станции в другую для наиболее полного их использования; работу компрессора на замкнутом цикле; заполнение газообразным кислородом различных баллонов и систем до давления 15 МПа; зарядку бортовых и транспортных баллонов низкого давления через редуктор до давления 3 МПа.

Конструкция. Основные характеристики АКЗС-75М приведены в табл. 20.

Специальное оборудование станции (рис. 60) смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-130 в жестком металлическом кузове, разделенном на компрессорное и баллонное отделения. В баллонном отделении размещается батарея из 15 транспортных кислородных баллонов, разделенных на пять вертикальных групп, по три баллона в каждой группе.

Компрессорное отделение кузова имеет наружную и внутреннюю обшивку, между которыми находится теплоизоляционный материал.

В компрессорном отделении помещены компрессор КП-75, предназначенный для перекачки газообразного кислорода и дожатия его до давления 15 МПа, и щит управления станцией с кислородной коммуникацией и осушительной аппаратурой. Кислородный компрессор КП-75 — горизонтальный, двухплунжерный, одноступенчатый с принудительной системой смазки. Для запуска компрессора в зимнее время имеется система подогрева водоглицериновой смазки, использующая тепло выхлопных газов двигателя. Привод компрессора КП-75 осуществляется от трансмиссии автомобиля через коробку отбора мощности и дополнительный редуктор. Щит управления представляет собой металлический каркас с панелью, на которой размещены 8 манометров, показывающих давление кислорода в баллонных группах станции, во всасывающей и нагнетающей магистралях компрессора и в линии выдачи кислорода потребителям, имеющим давление до 3 МПа, а также 18 вентилей (5 нагнетательной линии, 5 всасывающей линии, 1 замкнутого цикла, 1 сброса давления в коммуникации, 2 штуцеров зарядки станции, 2 штуцеров раздачи кислорода до давления 15 МПа, 1 штуцера раздачи кислорода в парашютные приборы).

Кроме того, на панели управления установлены часы, указатель частоты вращения вала компрессора, указатель температуры смазки компрессора, выключатели освещения, звукового сигнала, подогрева часов и три кнопки для подачи сигнала в кабину водителя. На обратной стороне щита управления смонтированы предохранительный клапан, кислородный редуктор КР-15, влагоотделитель и два осушителя.

Техническое обслуживание. Контроль за техническим состоянием спецоборудования станции АКЗС-75 включает в себя ЕО и ТО через каждые 25, 50, 100 и 300 ч эксплуатации.

ЕО кислородозарядной станции АКЗС-75 включает (при перерывах в работе до 3 сут) работы по подготовке станции к пуску и по подготовке к стоянке после окончания работы.

При подготовке станции к пуску производятся:

проверка наличия смазки в редукторе привода, а также в полостях подшипников и штока компрессора; проверка наличия водоглицериновой смеси в рубашках цилиндров и подогревателя; подготовка к пуску, пуск и прогрев автомобильного двигателя; проверка аварийного останова двигателя и системы сигнализации; включение компрессора на холостой ход (после предварительного закрытия всех вентилей, кроме вентиля замкнутого цикла и запорного вентиля); работа компрессора на холостом ходу в течение 2—3 мин для замочки манжет и проверки подачи смазки водоглицериновыми клапанами; проверка герметичности кислородной системы с помощью транспортного кислородного баллона; проверка исправности предохранительного клапана.

По окончании работы станции необходимо: стравить давление из системы (при работающем компрессоре и закрытых вентилях баллонов батареи станции) и дать компрессору поработать на холостом ходу 3—5 мин при минимальной частоте вращения; выключить компрессор и остановить двигатель; закрыть все вентили на щите управления, кроме вентиля замкнутого цикла; закрыть и опломбировать станцию и кожуха зарядных и раздаточных штуцеров; подготовить к стоянке автодвигатель.

При эксплуатации станции при низких температурах окружающей среды к вышеперечисленным работам добавляются также работы по подогреву или заправке подогретой (до + 15.. 20 °С) смазкой редуктора и компрессора.

Периодические ТО проводятся через определенное время работы станции.

После первых 25 ч работы станции необходимо: заменить адсорбент в осушителях свежим из ЗИП или регенерированным; вынуть и продуть кислородом керамический стакан выходного фильтра осушителя № 2; вынуть и продуть кислородом сетчатые фильтры всасывающего коллектора компрессора; промыть детали рабочих клапанов компрессора, раздаточных и зарядных штуцеров спиртом (ацетоном) в разобранном состоянии.

После обезжиривания детали клапана следует; тщательно продуть кислородом, собрать клапаны и поставить на свои места; заменить смазку в коробке отбора мощности, смазать карданные валы привода через 6 пресс-масленок; сменить смазку в редукторе привода.

Перед заправкой новой смазкой корпус редуктора нужно тщательно промыть керосином. В первые 100 ч работы смазку заменять через каждые 25 ч, в дальнейшем через каждые 100 ч.

После каждых 25 ч необходимо:

проверить надежность контровки нажимной гайки сальника штока с помощью стопорной пружины. Ус стопорной пружины должен проходить через прорезь цилиндра и плотно прилегать к пазу нажимной гайки;

продуть кислородом керамический стакан выходного фильтра осушителя № 2;

смазать карданные валы через 6 пресс-масленок. На одну точку давать 200—250 г смазки;

осмотреть раздаточные и зарядные шланги, а также кислородные баллоны батареи и их крепление.

После каждых 50 ч работы необходимо: смазать шпиндели кислородных вентилей баллонов и щита управления кислородоустойчивой смазкой, приданной в ЗИП; вынуть и продуть сетчатый фильтр всасывающего коллектора компрессора; сменить водоглицериновую смесь. При этом до заливки свежей смеси водоглицериновую коммуникацию следует промыть дистиллированной водой и продуть кислородом до полной сушки; проверить глицерин и, если он увлажнится до 70%, заменить; произвести осмотр и подтяжку болтов крепления карданных валов.

После каждых 100 ч работы необходимо:

осмотреть манжеты компрессора и, если они имеют большой износ, сменить их;

сменить глицерин в картере компрессора. Перед заливкой полость штока и полость роликоподшипников картера промыть дистиллированной водой и продуть кислородом до полной сушки;

заменить смазку редуктора привода свежей, предварительно промыв корпус чистым керосином;

произвести полную разборку, промывку, обезжиривание и продувку деталей предохранительного клапана и кислородного редуктора с последующей сборкой и регулировкой,

произвести осмотр и подтяжку гаек крепления компрессора к салазкам, крепления маховика на валу компрессора и холодильника, а также осмотреть крепление агрегатов на щите управления станции.

После каждых 300 ч работы необходимо:

осмотреть и при необходимости заменить рабочие клапаны компрессора, сальники штока, пружины, фиксирующие поршень в штоке, диски муфты привода, клапаны и мембраны кислородных вентилей, контакты электросистемы, фетровый сальник, отделяющий полость роликоподшипников от полости штока;

разобрать и очистить подогреватель от нагара и накипи. Очистку подогревателя производить чистой ветошью. После промывки коллектор подогревателя обезжирить и осушить струей кислорода. Необходимо обратить внимание на герметичность вентиля слива водоглицериновой смеси, осмотреть всасывающие и нагнетательные клапаны водоглицериновой смеси компрессора, осмотреть и в случае необходимости подтянуть гайки крепления компрессорного и баллонного отсеков станции и труб отопительной системы.

Проверку и подтяжку стремянок крепления кузова следует производить через 200 км пробега.

Смотрите также