Спецмашины для мойки ВС

Для очистки поверхностей ВС от копоти, грязи, масла в аэропортах применяются моечные машины типов АС-157, АС-155 (табл. 23). С их помощью можно также удалять обледенение с поверхности ВС во время их стоянки и выполнять заправку горячей водой санитарных узлов ВС.

Спецмашина АС-155 выполняется в трех вариантах: АС-155 и АС-155Б предназначены для аэропортов, где нет необходимости в специальных агрегатах для подогрева воды; АС-155А эксплуатируют совместно с парообразователем Д-563 в аэропортах, где нет возможности заправлять машину горячей водой из котельной.

Конструкция. Моечная машина АС-157 представляет собой шасси автомобиля ЗИЛ-130 с установленными на нем цистерной, гидроцилиндром и подъемной площадкой, гидроприводом и другим вспомогательным оборудованием (рис. 70). На лонжеронах шасси автомобиля с помощью стремянок через резиновые прокладки крепится цистерна 6, на которой сверху установлена стационарная площадка 5, а сбоку крепится облицовка 4.

Привод водяного насоса производится через карданный вал с помощью раздаточной коробки 2, установленной на правой стороне коробки передач шасси автомобиля. Масляный насос установлен на нижнем валу раздаточной коробки, а за кабиной водителя гидроцилиндр 3 с подъемной площадкой. В кабине водителя находятся приборы управления и контроля, рычаги включения раздаточной коробки и нейтрального клапана.

Цистерна машины АС-157 заполняется горячей водой не выше 90° и подается к самолету.

Рукав с барабана, находящегося в отсеке цистерны, поднимают на площадку цистерны или на подъемную площадку и производят заправку или мойку ВС.

Цистерна машины — это металлическая емкость на опорах, покрытая теплоизоляционным материалом (пенопластом) и закрытая стальной наружной облицовкой (рис. 71).

В верхней части цистерны находится заливная горловина 2. В задней части отсек управления раздачей воды. В нижней части цистерны установлены сливной патрубок 6 и центральный клапан, служащий для перекрытия подачи воды из цистерны в водяной насос.

Центральный клапан состоит из фланца (рис. 72), на котором смонтирован гидроцилиндр управления. К штоку гидроцилиндра крепятся рычаг и клапан. Центральный клапан закрыт теплоизоляционным кожухом 1. К центральному клапану с помощью рычага 3 и клина 2 крепится фильтр 4.

В отсеке управления раздачей воды установлены предохранительный клапан (рис. 73) с контрольным манометром, вентиль подачи воды в моечный рукав, вентиль подачи воды в заправочный рукав, два барабана для намотки рукавов. Отсек закрывается двустворчатой утеплен ной дверью с замком.

Принцип работы. При открытом центральном клапане (рис. 74) вода из цистерны через фильтр поступает в водяной насос, а затем через раздаточные вентили в рукава. Предохранительный клапан отрегулирован на давление 0,15 МПа.

Гидропривод предназначен для выполнения ряда операций: подъема и опускания рабочей площадки, открывания и закрывания центрального клапана.

Насос 11 (рис. 75) всасывает масло из маслобака 12 и нагнетает его в напорную линию. При работе насоса на холостом ходу масло поступает к предохранительному клапану 4 с переливным золотником, линия управления 5 которого соединена с золотником 2. При нейтральном положении золотника линия управления клапана соединена с маслобаком и масло через сливную полость 8 клапана сливается в маслобак.

При нажатии кнопки на пульте управления в кабине водителя или на подъемной площадке срабатывают электромагнит и линия управления перекрывается, прекращая слив масла в бак, масло поступает через золотник в полость телескопического гидроцилиндра.

Предохранительный клапан отрегулирован на давление не более 2 МПа. Механизм управления центральным клапаном закреплен на кронштейне 8 (рис. 76). Шток цилиндра соединен с рычагом 7 скобой 6. В верхней части цилиндра имеется пробка 5, через которую заливается рабочая жидкость в закрытую систему »механизм управления — гидроцилиндр центрального клапана».

Электрооборудование машины управляет золотником гидроцилиндра подъемной площадки; включает светосигнальные огни и противотуманные фары; контролирует уровень воды в цистерне и температуру; включает освещение в отсеке цистерны. Принципиальная схема электрооборудования приведена на рис. 77.

Особенности эксплуатации. Заполнение цистерны горячей водой производится через заливную горловину, после чего машина может быть подана к ВС для мойки обшивки или заполнения водяной системы.

Для мойки ВС необходимо: развернуть моечный рукав, открыть напорный вентиль (переливной вентиль должен быть закрыт), при помощи рычага механизма управления открыть центральный клапан; включить водяной насос и при малой частоте вращения двигателя подать воду в моечный рукав; увеличить частоту вращения вала водяного насоса до получения требуемого давления. По окончании мойки следует выключить водяной насос, закрыть центральный клапан, перекрыть раздаточный вентиль и свернуть моечный рукав.

Для заправки водяной системы ВС необходимо проделать следующие операции: развернуть заправочный рукав и через насадок подсоединить к заливному патрубку ВС; открыть вентиль заправочного рукава и центральный клапан; включить водяной насос и при малой частоте вращения вала двигателя произвести заправку (давление в заправочном рукаве не должно превышать 0,15 МПа). По окончании заправки необходимо выключить водяной насос, закрыть центральный клапан, перекрыть вентиль, отсоединить насадок от патрубка ВС и свернуть заправочный рукав.

Техническое обслуживание спецоборудования моечных машин АС-155 и АС-157 подразделяется на виды и выполняется в сроки, указанные в табл. 24.

При сезонном техническом обслуживании (СО) моечных спецмашин АС-155, АС-157, кроме операций очередного ТО, необходимо: проверить работу систем спецмашин с заливкой масла соответственно сезону; проверить работу и регулировку отопительной системы; проверить работу натяжных устройств, установить степень износа натяжных ремней и при необходимости ремни заменить; проверить герметичность приемных и всасывающих рукавов; восстановить лакокрасочные покрытия; выполнить смазочные работы в соответствии с картой смазки.

Точки смазки механизмов АС-157 показаны на рис. 78.

Примечание. Розлив одной цистерны соответствует 1 ч работы двигателя.

Смотрите также