Машина для обработки туалетных отсеков АС-161

Назначение. В настоящее время для обработки туалетных отсеков ВС применяют машины АС-154 и АС-161. Они предназначены для обслуживания туалетных отсеков пассажирских самолетов и служат для очистки, промывки горячей водой и заправки химической жидкостью баков туалетных отсеков. Машины работают практически по одной технологической схеме, но различаются по конструктивному исполнению, компоновке и составу спецоборудования. Основные технические данные представлены в табл. 25.

Конструкция. На шасси автомобиля ЗИЛ-130 установлены три емкости: для горячей воды, отходов, химжидкости. Привод вакуумнасоса и масляного насоса производится от коробки отбора мощности (рис. 79). Емкости установлены за кабиной водителя (рис. 80). В правом кузове, в задней его части, размещаются гидрооборудование, вакуумный насос, отопитель и коммуникации. В задней части левого кузова — катушка для шланга выдачи горячей воды и химжидкости, мерный бак и пульт управления.

Удаление отходов из туалетных отсеков осуществляется под воздействием вакуума, создаваемого в емкости для отходов вакуумнасосом. Переполнение емкости отходами предупреждается сигнальным устройством.

Принцип работы. Горячая вода и химжидкость в туалетные отсеки ВС подаются с помощью сжатого воздуха из мерного бака. Сжатый воздух отбирается от дополнительного ресивера, включенного в пневмосеть базового шасси. Привод вакуумнасоса — гидравлический, с помощью аксиально- поршневого гидромотора.

При наполнении цистерны отходами до определенного уровня замыкается электрическая цепь и отключается вакуум-насос. Это предохранительное устройство может быть отключено переключателем на панели управления. После срабатывания устройства и отключения вакуум-насоса в емкости отходов остается еще незаполненный объем 0,15...0,2 м3, позволяющий закончить обработку самолета. Для предохранения вакуумной магистрали от попадания в нее отходов служит клапан (рис. 81), который, всплывая, закрывает вакуумный трубопровод. Под воздействием вакуума емкость сообщается с атмосферой, что достигается степенью затяжки пружины 4.

Частота вращения вала двигателя в момент выполнения операций по обработке туалетных отсеков пассажирских самолетов регулируется с пульта управления, расположенного в нише левого кузова и закрываемого дверью (рис. 82). Рукояткой 1 с помощью троса движение передается на педаль управления частотой вращения двигателя.

Система выпуска газов двигателя доработана с целью использования тепла отработанных газов для обогрева внутреннего пространства и сливного затвора машины при эксплуатации ее в условиях низких температур. Из средней части глушителя 4 (рис. 83) газы по трубе 1 направляются к двум отопительным батареям, проходящим через замкнутое внутреннее пространство машины. Из левого кузова трубопровод выходит к кожуху 2, в котором находится затвор для слива отходов из емкости.

При работе машины в зимний период в разъем патрубка 3 вставляется заглушка, а при работе в летний период заглушка переставляется в разъем трубы 1. В условиях низких температур работоспособность машины обеспечивает бензоэлектрический отопитель, установленный в правом кузове. Питание отопительной установки, обогревающей сливной рукав, емкости, коммуникации, осуществляется из общего бензобака машины.

Вакуум-насос 1 приводится во вращение от гидромотора 3 (рис. 84). Управление работой насоса осуществляется с пульта управления, расположенного в левом кузове. Пневматическая система (рис. 85) обеспечивает выдачу горячей воды или химжидкости из мерного бака на ВС. закрытие пневмоклапана 5.

Особенности эксплуатации. Обработка машиной АС 161 туалетных отсеков пассажирских самолетов состоит из отдельных операций: слива отходов из баков туалетных отсеков в емкость машины; промывки баков туалетных отсеков горячей водой; заправки туалетных отсеков раствором химжидкости; слива отходов из емкости машины.

Перед началом работы баки спецмашины должны быть заполнены топливом, горячей водой и раствором химжидкости.

Заправка воды и химжидкости производится в боковые емкости через горловины, расположенные в передней части крыши машины. При достижении верхнего предела заправки включается звуковой сигнал автомобиля. Химическая жидкость состоит из горячей воды (60...80 °С) и жидкого химического концентрата СТ2 МРТУ 12 Н80-64 (из расчета 130 г концентрата на 1 л воды).

Смешивание химконцентрата с водой происходит в емкости 3 при заливке и движении машины. При необходимости можно произвести принудительное перемешивание с помощью сжатого воздуха пневмосистемы, открыв горловину бака и краны 2, 15.

Для слива отходов из баков туалетных отсеков самолета, промывки горячей водой и заправки химжидкостью машина с работающим двигателем устанавливается в положение, удобное для подсоединения сливного и заправочного рукава к сливным панелям самолета. При этом следует соблюдать правила подъезда спецмашины к самолету. Затем необходимо:

включить коробку отбора мощности и установить частоту вращения двигателя 30...33 с-1 (рис. 86);

проверить по манометру на пульте управления давление масла в системе (до 5 МПа);

открыть задний верхний люк левого кузова и вытянуть сливной рукав;

с земли или лестницы-стремянки спецмашины открыть крышку сливной панели самолета, снять заглушку и подсоединить к штуцеру сливного клапана сливной рукав;

вытянуть шланг подачи воды и химжидкости, подсоединить к заправочному штуцеру самолета;

включить вакуум-насос;

установить рукоятки управления на пульте управления в положение, соответствующее сливу отходов;

открыть сливной клапан бака самолета, клапан наконечника 2 сливного рукава и слить отходы в емкость машины (рис. 87);

установить рукоятки управления на заполнение мерного бака 16 горячей водой и наполнить мерный бак до отметки «30» по шкале мерного стекла (см. рис. 85) из бака 6 через кран 15

перевести кран раздачи жидкости 15 в положение выдачи горячей воды;

установить рукоятку крана раздачи воздуха 2 в положение выдачи горячей воды и открыть клапан наконечника шланга 8 для выдачи жидкости, промыть бак;

после полного стекания воды по сливному рукаву закрыть клапан штуцера самолета и наконечника рукава;

с помощью крана 15 заполнить мерный бак 16 химжидкостью из бака 3 (количество зависит от типа самолета);

по достижению заданного уровня кран 15 установить в положение выдачи химжидкости из мерного бака;

открыв кран 2, подать воздух в мерный бак и вытеснить химжидкость через клапан 8 в бак самолета;

после выдачи жидкости из мерного бака всякий раз ставить кран раздачи воздуха 2 в положение слива отходов;

отсоединить заправочный и сливной рукава от сливной панели ВС, поставить заглушки, выключить вакуум-насос, закрыть крышку сливной панели; выключить коробку отбора мощности с маслонасосом, убрать сливной рукав под капот машины.

Для слива отходов из емкости машины следует: установить машину так. чтобы сливное устройство находилось над канализационным колодцем; открыть затвор сливного устройства рычагом, расположенным в задней части машины снизу (клапаны наконечника сливного рукава и запорный для сообщения емкости с атмосферой при сливе должны быть открыты).

Техническое обслуживание ТО АС-161 подразделяется на: ежедневное; ТО-1, выполняемое через 500 ч работы (но не реже 1 раза в полгода); ТО-2, выполняемое через 1000 ч работы (но не реже 1 раза в год); сезонное.

При сезонном ТО АС-161, кроме операций очередного ТО, необходимо выполнить ряд дополнительных работ, а именно, проверить: работу систем спецмашин с заливкой масла соответственно сезону; работу и регулировку отопительной системы; механизм барабана и выдачи рукава; работу натяжных устройств,

установить степень износа натяжных ремней и при необходимости ремни заменить; герметичность приемных и всасывающих рукавов (раздаточных шлангов), восстановить лакокрасочные покрытия на СМ; выполнить смазочные работы в соответствии с картой смазки (рис. 88).

Смотрите также