Автобусы

Их обычно разделяют на транспортные и специальные (рис. 89). К специальным относят автобусы, оборудованные для какого-либо назначения,— библиотека, магазин, телевизионная установка и т. д.

Специальные автобусы изготовляют на базе транспортных с необходимой переделкой и оснащением оборудованием в зависимости от назначения. Однако в конструкциях автобусных шасси все чаще применяют специальные агрегаты - П-образные задние мосты, гидромеханические коробки передач с горизонтальной компоновкой, независимые подвески колес и т. п. Эти агрегаты по конструктивным и технологическим элементам унифицируются с агрегатами грузовых автомобилей.

Автобусы можно классифицировать по признаку унификации агрегатов шасси с базовыми грузовыми или легковыми автомобилями. Проектирование микроавтобусов на базе унификации с легковыми автомобилями имеет свои специфические особенности.

Автобусы классифицируются:

по составу—на одиночные, с прицепом, с полуприцепом и сочлененные,

по числу осей — на двухосные, трехосные и четырехосные;

по колесной схеме — на неполноприводные (4×2, 6×4, 6×2, 8×2) и полноприводные (4×4, 6×6);

по числу этажей — на одноэтажные, 1 1/4-этажные,1 1/2-этажные, двухэтажные; по расположению двигателя относительно пассажирского помещения — вне пассажирского помещения, в пассажирском помещении;

по наличию капота — на капотные, короткокапотные, вагонного типа; по герметизации кузова — на закрытые, закрытые с открывающимися окнами, открытые, с открывающейся крышей, со съемной крышей;

по габаритной длине: до 5,5 м — микроавтобусы; свыше 5,5 до 7 м — малые; свыше 8,5 до 9,5 м — средине; свыше 10 до 12 м — большие; свыше 16,5 до 22 м — сочлененные;

по назначению — на городские, пригородные, междугородные (туристские), местные, школьные.

Наибольшее распространение в аэропортах получили одиночные автобусы, обеспечивающие большую комфортабельность, безопасность и маневренность.

Автобусы, выполненные по схеме седельный тягач-полуприцеп, применяют крайне редко. Несколько больше распространены сочлененные автобусы.

Назначение. Для транспортирования пассажиров от аэровокзала аэропорта (городского вокзала) к самолету и обратно применяются следующие типы автобусов: ЛАЗ-695М, ЛАЗ-697М (рис. 90, 91), ЛАЗ-697Р, ЛиАЗ 677А, ЛиАЗ-677П (табл. 26). В северных районах страны используется модификация ЛнАЗ-677 и ЛиАЗ-677А.

Конструкция. Автобусы ЛАЗ имеют кузов вагонного типа с несущим основанием. Двигатель автобуса устанавливается в задней части.

Кузов автобусов ЛиАЗ — цельнометаллический, полунесущий с тремя дверями, в том числе две для пассажиров. Планировка сидений — трех- и четырехрядная.

ЛиАЗ-667А имеет теплоизоляционный кузов и двойное остекление, планировка сидений четырехрядная. ЛиАЗ-67711 — специальный, предназначен для перевозки авиапассажиров внутри аэропортов. Он имеет четыре двухстворчатые двери для пассажиров (по две слева и справа). В последние годы выпускается модернизированный автобус ЛиАЗ-677М, который отличается от ЛиАЗ-677 большим числом мест для сидения (27) и улучшенной отделкой салона. Его собственная масса 8435 кг.

Для перевозки авиапассажиров от аэровокзала аэропорта (городского вокзала) к самолету и обратно в гражданской авиации наряду с автобусами отечественного производства применяются автобусы производства ВНР: Икарус-255 и Икарус-280, технические характеристики которых приведены в табл. 27.

Кузов Икаруса-255 — несущий, двигатель расположен в задней части, планировка сидений — четырехрядная. Автобус оборудован двумя пассажирскими дверями. У Икаруса-280 кузов - несущий, четырехдверный, двигатель расположен под полом, планировка сидений трехрядная.

Технические данные автобуса, который используется как передвижной пассажирский мост (Икарус-692).

Смотрите также