Тележка контейнерная

В гражданской авиации нашли распространение тележки контейнерные ТК-2А и ТК-5А (табл. 40), предназначенные для транспортирования авиационных багажных и грузовых контейнеров (ГОСТ 20917—75) и пакетов, сформированных в багажные поддоны (ГОСТ 21005—75).

Назначение. Тележка ТК-2А (рис. 125) является прицепным транспортным средством, обеспечивающим перевозку любых из указанных в табл. 41 грузовых единиц (контейнеров, поддонов) и используемым преимущественно в составе поезда, сформированного из тягача и нескольких тележек (не более 6).

Конструкция. ТК-2А представляет собой горизонтальную платформу, имеющую следующие основные составные части: раму, являющуюся силовой основой конструкции; ходовую часть, выполненную по четырехколесной схеме на пневматических шинах, с передними управляемыми колесами; опорные рольганги, расположенные перпендикулярно продольной оси тележки; направляющие и фиксирующие устройства, обеспечивающие заданные положения и фиксацию (крепление) контейнеров (поддонов) на тележке; тягово-сцепные устройства; стояночный тормоз; внешние сигнально-световые приборы; электросистему с соединительной арматурой.

Рама тележки — стальная, сварная. Она состоит из передней и задней поперечных, двух боковых продольных и двух промежуточных продольных балок. Все балки рамы изготовлены из прокатных профилей (швеллеров). Во внутренних углах рамы вварены вставки, являющиеся силовыми опорами, воспринимающими нагрузки от передних и задних колес.

Снаружи на углах рамы приварены законцовки, являющиеся одновременно такелажными узлами для зачаливания при подъеме тележки и закрепления ее при транспортировании.

Управление поворотом передних колес тележки состоит из вилки и оси колес, механизма рулевой трапеции и двухзвенного водила.

Вилки передних колес посредством тяг рулевой трапеции кинематически связаны с поводком двухзвенного водила. Вследствие этого при отклонении водила вправо или влево достигается требуемое соотношение между углами поворота наружного и внутреннего (относительно центра поворота) передних колес. Максимальные углы отклонения водила вправо или влево (соответственно и углы поворота передних колес) ограничиваются упорами, расположенными снизу на передней балке рамы.

* Багажные контейнеры для самолетов Ту-154 и Як 42 не взаимозаменяемы

Рольганги воспринимают вертикальные нагрузки от находящихся на них контейнеров (поддонов) и обеспечивают перемещение последних в поперечном на правлении (перпендикулярно продольной оси тележки). Каждый из пяти роль гангов наложенного типа состоит из основания, являющегося поперечной балкой рамы, и закрепленных в нем десяти роликов Крайние (заходные) ролики рольгангов обрезинены. Все они смонтированы на шарикоподшипниках Пространство между рольгангами закрыто настилами, обеспечивающими хождение по ним при погрузочно-разгрузочных операциях.

Принцип работы. В конструкции тележки обеспечивается фиксация (крепление) контейнеров (поддонов) от самопроизвольного перемещения последних относительно тележки (с учетом возможных перемещений в узких задних пределах) в трех направлениях: продольном, поперечном и вертикальном (контейнер самолета Як 42 от вертикальных перемещений не фиксируется — его днище не имеет захватного бурта).

Продольные размеры посадочных мест (проходов) для контейнеров (поддонов) на тележке и фиксация их в заданных положениях от перемещения в направлении ее продольной оси обеспечиваются специальными направляющими (несъемными и съемными), которые также обеспечивают направление движения контейнеров (Поддонов) по рольгангам при их загрузке-разгрузке. Каждая из четырех направляющих представляет собой поперечную балку с вмонтированными в нее упорными роликами. Данные ролики взаимодействуют только с поддонной частью (днищем) контейнеров (поддонов). Две несъемные направляющие (передняя н задняя) закреплены к раме постоянно (приварены).

Каждая из двух съемных направляющих (передняя и задняя) перемещается в предусмотренные для нее фиксированные рабочие положения и закрепляется посредством легкоразъемных соединений и специальных стопорных винтов. Перестановка и закрепление их производятся вручную без применения инструментов или дополнительных приспособлений. Перед загрузкой на тележку грузовых единиц (контейнеров, поддонов) съемные направляющие должны быть предварительно выставлены в соответствующие положения.

Задняя съемная направляющая имеет два рабочих положения: для заднего контейнера АБК-0,725 для самолетов Ту-154 или Як-42 (выставляется на заднюю пару шкворней, закрепленных в раме, ролики ее обращены назад): для контейнера АБК-1,5 или пакета на поддоне ПБА-1,5 для самолета Ил-86 (выставляется на переднюю пару шкворней, ролики ее также обращены назад).

Передняя съемная направляющая также имеет два положения: рабочее для переднего контейнера АБК-0,725 для самолетов Ту-154 или Як-42 (выставляется на среднюю пару шкворней, ролики ее обращены вперед); ненагруженное (холостое), в которое выставляется при транспортировании АБК-1,5 или ПБА-1,5 для самолета Ил-86 (выставляется на пальцы, закрепленные на передних опорах рамы; ролики ее также обращены вперед).

Поперечные размеры посадочных мест (проходов) для контейнеров (поддонов) на тележке, а также фиксация (крепление) их в заданных положениях от перемещения относительно тележки в поперечном и вертикальном направлениях обеспечиваются принудительно управляемыми фиксаторами-захватами.

В конструкции для каждого типа багажного контейнера имеются два поперечных фиксатора (правый и левый), которые обеспечивают одинаковые условия для разгрузки (загрузки) контейнеров (поддонов) на обе стороны (правую и левую) относительно направления продольного перемещения тележки.

Тележка оборудована передним и задним тягово-сцепным устройствами, обеспечивающими как соединение (сцепку) тележки с тягачом, так и тележек между собой в составе поезда.

При транспортировании или длительной стоянке водило должно быть поднято вверх и закреплено специальным стопором. Стопорение и расстопорение водила в поднятом положении производятся вручную без применения инструментов или приспособлений.

Заднее тягово-сцепное устройство (типа тягового крюка или тяговой вилки) оборудовано двусторонним амортизатором, смягчающим удары при трогании с места, движении и остановке, а также стопором (фиксатором), предотвращающим самопроизвольное расцепление тележек.

Особенности эксплуатации. Тележка имеет стояночный тормоз, обеспечивающий ее затормаживание при стоянке на месте. Привод тормоза механический, педально-ножного типа. Включение стояночного тормоза производится нажатием ноги на педаль. Рекомендуемое усилие нажатия на педаль 0,5...0,1 кН.

В заторможенном состоянии механизм привода стояночного тормоза удерживается храповым устройством (основные его части — зубчатый храповый сектор и «собачка»).

Для выключения стояночного тормоза необходимо: нажать ногой на педаль; потянуть рукой вверх ручку управления (выключения) «собачки»; плавно отпустить педаль (должна автоматически под действием пружины возвратиться в исходное верхнее положение до упора в балку рамы); отпустить ручку управления «собачкой».

Перед началом движения тележки (поезда) необходимо проверить выключение стояночного тормоза. Буксирование тележки с включенным тормозом неизбежно вызовет повреждение (разрушение) шины заторможенного колеса.

Тележка оборудована также внешними задними сигнально-световыми приборами, выполняющими функции габаритных огнен (указателей), поворота, сигналов торможения и световозвращателей (отражателей). Сигнально-световые приборы утомлены в специальные гнезда задней балки рамы и закрыты защитными сетками.

Техническое обслуживание. Заключается в выполнении ежедневного, ежемесячного и сезонного обслуживаний.

Ежедневно перед началом работы, а также в процессе практического использования необходимо проверять: исправность тележки и всех ее составных частей, состояние и работу поворотного устройства передних колес; состояние, работу и надежность стопорения поперечных фиксаторов-захватов, легкость перестановки съемных направляющих в предусмотренные для них рабочие положения и надежность крепления их в этих положениях с помощью специальных стопорных винтов; состояние шин колес и давление в них — по степени их обжатия; исправность работы механизма стояночного тормоза; исправность тягово-сцепных устройств исправность работы сигнально-светового оборудования тележки.

Кроме того, при ЕО необходимо очищать тележку от грязи, воды и снега.

При ежемесячном обслуживании ТК-2А проверяют: надежность крепления составных частей тележки; состояние и исправность механизма стояночного тормоза при снятом кожухе (зубчатого храпового сектора, «собачки», возвратных пружин и др.); давление в шинах колес с помощью шинного манометра с пределами измерений 0,2...0,7 МПа (должно быть 0,5 МПа); все шарнирные соединения, которые снабжены пресс-масленками и смазываются универсальной смазкой (солидол жировой) УС-1.

При перерыве в использовании ТК-2А продолжительностью более 30 дней она должно быть временно законсервирована.

При этом во всех доступных местах на металлические части конструкции, не имеющие лакокрасочных покрытий, нанести слой смазки универсальной УС-1 (ГОСТ 1033—73).

Перед началом работы (использования) ТК-2А данную консервационную смазку удалить.

СО производится 2 раза в год — весной и осенью. При данном виде обслуживания должны быть выполнены работы согласно ежемесячному ТО и, кроме того, заменена смазка в подшипниках колес. При этом следует использовать смазку универсальную УС-1 (солидол жировой) по ГОСТ 1033— 73.

Смотрите также