Самоходные погрузчики контейнеров (СПК)

Назначение. СПК предназначены для погрузочно-разгрузочных работ с авиационными багажными контейнерами и поддонами типа АК-07; АК-1,5; ПАВ-1,5 в самолеты из наземных транспортных средств, и наоборот. Эти средства могут обслужить самолеты Ту-154, Ил-62, Як-42, Ил-86 на перронах 1 группы.

В аэропортах находятся в эксплуатации самоходные погрузчики контейнеров типа СПК-2А и СПК-2Б, технические характеристики которых приведены в табл. 38

Оии могут работать в аэропортах гражданской авиации в четырех технологических режимах: погрузки и разгрузки самолета; транспортирования самолетного поддона от комплектовочного стола к месту хранения и от места хранения к раскомплектовочному столу.

Конструкция. Погрузчик состоит из следующих основных частей: рамы, механизма подъемного, платформы подъемной, установок передних и задних колес, рулевого управления, кабины, гидро- и электросистем и пультов управления.

Шасси погрузчика выполнено на пневматиках на жесткой подвеске.

Привод — гидрообъемная трансмиссия с гидравлическим насосом ПАС 63/200, приводимым во вращение дизелем Д37Е воздушного охлаждения (Nном=29,4 кВт; n= 167 с-1), состоящая из гидроблока с электромагнитным управлением, двух планетарных гидродвигателей ГДП-0,25 и цепной передачи. Задние спаренные колеса имеют гидравлические колодочные тормоза, управляемые левой педалью из кабины. Рулевое управление передних поворотных колес — гидравлическое, дистанционное с жесткой синхронизацией колес, состоящее из питающего насоса ПШ10Л, приводимого в движение двигателем Д37Е, планетарного насоса ГА-36000А, вращаемого рулевым колесом, золотника ГА-35000А и гидроцилиндра, осуществляющего поворот передних колес.

Планетарный насос ГА-36000А работает как порциомер гидравлической жидкости, а золотник ГА-35000А переключает рабочие полости гидроцилиндра колес в зависимости от направления поворота рулевого колеса. Погрузчик имеет две скорости. «Вперед» и «Назад». Включение скорости электрогидравлическое.

В кабине расположены все рукоятки, включатели, контрольные аппараты, необходимые для запуска двигателя Д37Е,управления торможением, а также обеспечения питания гидроагрегатов, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы. Управление выдвижными упорами, подъемом платформ, выдвижением передней площадки на передней платформе, включение механизма продольного перемещения с переносных пультов производятся в двух режимах «Быстро», «Медленно».

При неработающем двигателе обеспечивается возможность создать давление питания выдвижных упоров, цилиндров подъема платформ ручным насосом. Ролик сигнализатора на передней платформе отключает ее подъем при нажатии на него. При проседании самолета ролик автоматически включает механизм опускания передней платформы.

Задняя платформа погрузчика при подъеме автоматически останавливается на уровне передней платформы. Это обеспечивает концевик, расположенный сзади на передней платформе.

Выдвижные упоры предохраняют контейнеры от скатывания с платформ. Задний упор работает автоматически. При начале подъема задней платформы выдвигается задний упор.

Ориентировку контейнеров на платформах осуществляют боковые направляющие, которые перемещаются и фиксируются вручную для разной ширины контейнеров.

Продольное перемещение контейнеров обеспечивается приводными обрезиненными роликами, которые поднимаются к днищу контейнера. Перемещение можно выполнять и вручную. Вдоль обеих платформ имеются проходы для грузчиков. Для работы в ночное время на ограждениях установлены осветительные фары.

Пульт управления №I управляется оператором с передней платформы. Пульт находится в подвешенном состоянии на ограждении. Управление осуществляется нажатием соответствующего тумблера. На пульте размещены тумблеры и кнопки: «Подъем» — «Отъезд»; включение выдвижной площадки «Вперед» — «Назад»; раздельное управление выдвижными опорами «Выпуск» — «Уборка»; включение операций в режиме «Медленно»; управление приводом роликов механизма продольного перемещения контейнеров на передней и задней платформе «Вперед» — «Назад»; раздельное управление подъемом и опусканием передней и задней платформы.

Пульт управления №2 управляется оператором, находящимся на земле. Пульт хранения в заднем левом бампере. Управление осуществляется нажатием соответствующего тумблера. На пульте размещены: раздельное управление задними выдвижными опорами «Выпуск» — «Уборка»; управление приводом роликов механизма продольного перемещения контейнеров на передней и задней платформе «Вперед» — «Назад»; подъем и опускание задней платформы; кнопка включения всех операций в режиме «Медленно».

Гидросистема погрузчика состоит из основной и вспомогательной систем. Основная гидросистема обеспечивает: подъем и опускание передней и задней платформ; привод задних колес; выдвижение площадки передней платформы; привод роликов передней и задней платформы и перемещение по ним контейнеров; выдвижение и выставление платформ в рабочее положение при помощи опорных гидроцилиндров. Вспомогательная часть гидросистемы обеспечивает поворот передних колес.

Маслобак гидросистемы установлен в средней части отсека СГК-2А и имеет снизу штуцера слива и забора масла, пробку слива. В передней части бака ввернут датчик температуры масла, а сверху расположены заливная горловина и щуп для контроля уровня масла. Вместимость маслобака 200 л Бак крепится к раме стяжными хомутами. В гидросистеме используется регулируемый аксиально поршневой насос НАС 63/200 со следящим механизмом управления и переменным направлением потока жидкости. Номинальное давление 20 мПа, t, n= 25 с-1, номинальная подача 89 л/мин.

Следящий механизм, управляемый педалью из кабины посредством тросовой проводки, предназначен для плавного изменения подачи масла от нуля до минимального значения и при работе насоса под давлением и без него.

Рама служит основанием погрузчика, на ней крепятся передние и задние колеса, механизмы подъема платформ, кабина, силовая установка и кронштейны для установки выдвижных упоров. Рама сварена из швеллеров №18 и 10. К ней приварены узлы и кронштейны крепления агрегатов.    ‘

Передние колеса погрузчика поворотные, тормозные, на жесткой подвеске. Левая сторона имеет большую нагрузку на колеса, чем правая, поэтому слева устанавливаются спаренные, а справа одинарные колеса. На них монтируются пневматические, десятислойные, высокого давления камерные шины 6Х13 модели В-98. СПК-2Б не имеет переднего моста.

Платформы предназначены для установки и подъема контейнеров, поддонов. На них размещены роликовые дорожки, приводные ролики с прижимными механизмами, передвижные направляющие, упоры для контейнеров, ролик сигнализатора. Сбоку на платформах имеются площадки с ограждением для расположения водителя-оператора. На ограждении первой платформы установлен в подвешенном положении переносной пульт. Для освещения в ночное время на ограждении первой и второй платформ установлено по одной фаре рабочего освещения.

Особенности эксплуатации. Во время работы у самолета СПК-2Б обслуживают оператор водитель и грузчик. При загрузке самолетов необходимо осуществлять операции в следующем порядке:

подъехать СПК-2Б к самолету на расстояние 300 мм до нижней кромки люка;

выключить скорость;

выпустить все выдвижные опоры до конца;

нажать на тормозную педаль н закрыть тормозной кран;

переключить тумблер в положение «Питание»;

поднять переднюю платформу до уровня пола самолетного люка;

передними опорами откорректировать поперечный наклон платформы;

передвинуть ручку сигнализатора в переднее положение, зафиксировав коромысло ролика;

передвинуть механизм сигнализатора по направляющей вперед до упора в обшивку самолета и, передвинув ручку фиксатора на себя, зафиксировать механизм, освобождая коромысло ролика;

по люку самолета выставить направляющие;

поднять заднюю платформу, которая должна автоматически остановиться на уровне передней;

выставить направляющие на задней платформе; опустить заднюю платформу;

с переносного или заднего пульта выставить задними опорами уровень задней платформы по уровню тележки;

выдвинуть передний упор на задней платформе;

на тележке убрать упор контейнера и передвинуть контейнер на СПК-2Б; включив механизм перемещения «Вперед», передвинуть контейнер вперед до упора Во избежание сильных ударов контейнера об упор привод роликов выключать на расстоянии приблизительно 500 мм до упора. Контейнер по инерции пройдет до упора; выдвинуть задний упор;

поднять заднюю платформу до уровня передней;

при загрузке поддонов грузоподъемностью 30 кН передний и задний упор не выдвигать. Поддон передвигать до автоматически управляемого переднего упора на задней платформе. При подъеме задней платформы проследить, чтобы задний упор выдвинулся. Если упор при подъеме задней платформы на высоту 100 мм не выдвинулся, то подъем прекратить. Передвинуть контейнер вперед для того, чтобы выдвинулся упор. Поднять заднюю платформу до уровня передней;

оператору управления с переднего пульта передвинуть контейнер на переднюю платформу и далее в самолет;

оператору с переднего пульта опустить заднюю платформу. Затем цикл погрузочных операций повторяется;

сигнализатор передвинуть в крайнее заднее положение;

опустить переднюю платформу;

убрать выдвижные упоры до конца;

нажать на тормоз и открыть тормозной кран;

в кабине тумблер переключить в положение «Движение»;

включить задний ход и отъехать от самолета.

При обслуживании прилетевших самолетов перегрузочные операции производятся в обратном порядке.

Работа двигателя при малой частоте вращения холостого хода допускается не более 15 мин. Конечный подъем платформ на необходимую высоту и регулирование выдвижением упоров для более точной остановки выполняются в режиме «Медленно» (тумблер «Быстро» на переносном пульте выключен). Для исключения быстрого нагрева гидрожидкости тумблер «Быстро» после выполнения операций обязательно следует выключить. При возникновении аварийной ситуации при выполнении погрузочных работ (отказ двигателя, насоса, электросистемы) платформы можно опустить и опоры убрать, создавая давление ручным насосом и нажимая кнопки включения гидрораспределителей.

Техническое обслуживание. Оно включает следующие его виды: ежедневное; ТО-1 (через 60 ч работы); ТО-2 (через 240 ч работы); ТО-3 (через 960 ч работы); сезонное (весной и осенью).

Ежедневное техническое обслуживание — один из основных видов обслуживания погрузчика. Оно предусматривает подготовку погрузчика к выезду и обслуживание его после окончания работы. При подготовке погрузчика к выезду при ежедневном обслуживании следует проверить: уровень масла в картере двигателя, воды в радиаторе, гидрожидкости в баке гидросистемы, тормозной жидкости, наличие топлива податчику уровня, исправность пневматических шин.

При подготовке к выезду нужно очистить СПК-2Б от воды и снега, вытереть фары, подфарники, задние фонари, стекла кабины, зеркало заднего вида. После запуска необходимо проверить по контрольным приборам работу двигателя, по показаниям амперметра работу генератора; действие приборов освещения и сигнализации; работу выдвижных опор, механизмов подъема опускания платформ; ролика сигнализатора; упоров, фиксирующих контейнеры на платформах; отсутствие течи в соединениях гидросистемы, в топливной, масляной и тормозной системах; рулевое управление и торможение СПК-2Б.

При обслуживании по окончании работы необходимо очистить погрузчик от пыли и грязи, произвести наружный осмотр узлов и механизмов погрузчика. При необходимости следует устранить неисправности, проверить нет ли ржавчины на узлах и деталях (места, пораженные коррозией, зачистить и смазать), проверить состояние электрических разъемов, крепление аккумуляторных батарей и надежность контактов наконечников и выводов батарей, уровень электролита в баках аккумуляторов, заправочные емкости СПК-2Б.

При ТО-1 дополнительно к ЕО провести обслуживание двигателя, промыть фильтроэлементы гидросистемы; проверить давление в шинах, крепление генератора, надежность крепления проводов; смазать все шарнирные соединения, снабженные пресс-масленками, направляющие подъемного механизма и цепные передачи; очистить аккумуляторные батареи от следов электролита, прочистить вентиляционные отверстия.

При ТО-2 следует произвести все работы, предусмотренные ТО-1, ТО-2 по обслуживанию двигателя; проверить и подтянуть все болтовые соединения.

При ТО-3 нужно произвести работы, предусмотренные ТО-2, ТО-3 для двигателя.

При СО необходимо произвести все работы, предусмотренные ТО-3, СО для двигателя, полное обслуживание тормозной системы; отрегулировать затяжку подшипников и заменить смазку в ступицах колес, жидкость в гидросистеме; зарядить аккумуляторы и проверить плотность электролита; зарядить гидроаккумулятор. Осенью необходимо проверить состояние предпускового подогревателя, действие системы отопления, обдува переднего стекла.

Смотрите также