Автопоезд-контейнеровоз

Назначение. Автопоезд-контейнеровоз АК-6 предназначен для механизации погрузочно-разгрузочных работ при обслуживании самолетов Ан-26, Ан-12 и Ил-76Т и выполняет транспортные и погрузочно-разгрузочные работы на перронах аэропортов и у грузовых складов с грузовыми авиационными контейнерами типа УАК-2.5, УАК-5А и УАК-5, а также с пакетами, сформированными на грузовых авиационных поддонах типа ПА 2,5 и ПА-5,6.

Конструкция. Специализированное автотранспортное средство состоит из двух основных частей: тягового автомобиля и полуприцепа.

В качестве тягового автомобиля в составе АК-6 используется седельный тягач ЗИЛ-130В1-76, доработанный с учетом специфики его функций.

Полуприцеп в составе АК-6— основная несущая часть конструкции автопоезда, на котором размещаются и закрепляются транспортируемые грузовые единицы (контейнеры и поддоны). Полуприцеп — специального назначения, двухосный, внедорожного класса.

В составе АК-6 (в его рабочем состоянии или при поставке изделия) седельный тягач и полуприцеп должны находиться в постоянной сцепке. Расцепка их производится только в необходимых случаях (например, для ремонта, раздельной установки на железнодорожной платформе).

Грузовместимость платформы полуприцепа АК-6 определяется по числу н типоразмерам грузовых единиц в соответствии с основными вариантами загрузки (табл. 39).

Конструктивное исполнение и размеры рабочей платформы полуприцепа АК-6 обеспечивают одновременное размещение и транспортирование грузовых единиц в соответствии с основными вариантами загрузки и технологическими схемами (рис. 122).

Седельный тягач ЗИЛ-1 ЗОВ1-76 в составе АК-6, кроме основной функции тягового автомобиля, обеспечивает энергией гидравлическую (рис. 123), пневматическую и электрическую (рис. 124) системы.

В конструкцию полуприцепа автопоезда АК-6 входят: рама полуприцепа; опорно-сцепное устройство; ходовая часть полуприцепа; рабочая платформа с устройствами для перемещения и крепления на ней контейнеров и поддонов; механизм подъемный; механизм поперечного перемещения подъемной платформы; опорно-подъемные устройства; гидросистема; электрооборудование; пневмосистема рабочего тормоза; арматура для соединения рабочих систем полуприцепа с соответствующими системами тягача (гидравлической, пневматической, электрической).

Устройство основных агрегатов. Рама — силовая основа конструкции полуприцепа — стальная, сварная, сложной пространственной ступенчатой формы. Она состоит из передней и задней частей, соединенных между собой в средней части. Передняя часть служит одновременно основанием для передней неподъемной части платформы. На ней устанавливается все необходимое оборудование. Задняя часть снизу опирается на приваренные к ее лонжеронам кронштейны балансирной подвески тележки полуприцепа, а сверху служит основанием для установки подъемного механизма и его силового гидроцилиндра.

Рама полуприцепа оборудована передними и задними такелажными узлами, которые используются для зачаливания за них при подъеме полуприцепа или отдельной рамы, а также для закрепления полуприцепа при транспортировании изделия на железнодорожной платформе. Передние такелажные узлы в виде стержней вварены в передней части рамы, задние в виде скоб приварены снизу на концах лонжеронов в задней ее части.

Опорно-сцепное устройство полуприцепа сцепляет его с тягачом и передает вертикальные н горизонтальные нагрузки от полуприцепа на седельно-сцепное устройство тягача. Опорно-сцепное устройство вварено снизу в передней части рамы и состоит из двух силовых элементов, опорной плиты и шкворня.

Ходовая часть полуприцепа — двухосная тележка с балансирной рессорной подвеской воспринимает и передает на дорогу (грунт) приходящиеся на нее вертикальные нагрузки, действующие за счет собственной массы полуприцепа и массы установленных на платформе контейнеров и поддонов.

К основным элементам конструкции передней неподъемной части платформы относятся:силовая рама, совмещенная с передней частью общей силовой рамы полуприцепа; устройства и механизмы для опоры и перемещения грузовых единиц; устройства для направления и крепления грузовых единиц.

Основными элементами конструкции задней подъемной части платформы являются: силовая рама, на которой устанавливается необходимое оборудование;

устройства и механизмы для опоры и перемещения грузовых единиц; устройства для направления и крепления грузовых единиц; защитные устройства, предотвращающие повреждение самолета при подъезде автопоезда задним ходом к его грузовым люкам.

Устройства и механизмы для перемещения контейнеров и поддонов обеспечивают двустороннее направление передвижения грузовых единиц по всей длине платформы в направлении ее продольной оси. Они выполнены в виде встроенных в конструкцию платформы (ее передней и задней частей) неприводных опорных рольгангов (роликовых дорожек) и приводных рольгангов (приводных роликов).

Неприводные рольганги воспринимают вертикальные нагрузки от находящихся на платформе контейнеров и поддонов. Они служат опорами для днищ грузовых единиц при их установке и перекатывании. Применяются опорные ролики с наружным диаметром корпуса 58 мм пяти типоразмеров по длине оси или корпуса в количестве 140 шт. Каждый ролик состоит из корпуса оси, двух шарикоподшипников и двух стопорных колец. Крепятся ролики на рамах передней и задней частей платформ при помощи специальных планок и гнезд с пазами, в которые входят концы осей.

Приводные рольганги предназначены для перемещения контейнеров (поддонов) и представляют собой ряд спаренных приводных роликов, расположенных в средней части платформы симметрично ее продольной оси.

Рабочая платформа полуприцепа АК-6 механизированная, предназначена для: установки и закрепления транспортируемых контейнеров и поддонов; перемещения контейнеров и поддонов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ у самолетов или стационарного складского оборудования.

Платформа полуприцепа состоит из передней части, неизменяемой высоты (неподъемная) и задней части, изменяемой высоты (рабочая подъемная площадка).

В транспортном положении передняя и задняя части платформы разновысокие (задняя ниже передней).

Совмещение опорных (рабочих) плоскостей их рольгангов для перекатывания контейнеров и поддонов с одной на другую и обратно происходит вследствие подъема или опускания задней части платформы. Приводные ролики, взаимодействующие с нижней поверхностью днища контейнера или поддона, обрезинены. Каждый из них представляет собой пару роликов, закрепленных на концах одного вала и вращающихся одновременно. В платформе полуприцепа АК-6 применяются приводные спаренные ролики 12 шт. Из них на передней неподвижной платформе 7 шт., на задней подъемной платформе 5 шт.

Каждый приводной ролик осуществляет два вида движения: вращается вокруг собственной оси и вертикально перемещается с небольшим ходом. Вращение обеспечивается гидравлическим силовым приводом с применением гидромотора ГМ36 и червячного редуктора. Гидропривод вращения роликов — реверсивный, обеспечивает изменение направления их вращения (соответственно и направления движения контейнера или поддона).

Гидроприводов два: один — на передней неподъемной платформе, второй — на задней подъемной. Каждый из них обеспечивает одновременное вращение всех роликов, расположенных соответственно на передней и задней частях платформы. Соединение приводных роликов между собой и передача вращательного движения последовательно от одного к другому происходит при помощи втулочно-роликовых цепей.

Механизм поперечного перемещения подъемной платформы предназначен для поперечной коррекции положения подъемной платформы с контейнерами (поддонами) или без них относительно самолета или складского оборудования с целью компенсации неточностей подъезда к ним АК-6 по ширине.

Поперечная коррекция (перемещение) подъемной платформы должна обеспечивать беспрепятственное прохождение грузовых единиц с одного средства погрузки на другое (например, с платформы полуприцепа в самолет или обратно). Это достигается при совмещении (выставлении на одной линии) направляющих устройств на подъемной платформе с аналогичными по назначению направляющими устройствами в грузовом отсеке самолета или на складском оборудовании.

Механизм поперечного перемещения подъемной платформы встроен в подъемный механизм полуприцепа и является его составной частью.

Особенности эксплуатации. К грузовым люкам самолета подъезд осуществляется задним ходом. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

движение с контейнерами или поддонами в направлении грузовых люков самолета должно осуществляться на малой скорости (на расстоянии 10...5 м не более 5 км/ч; на расстоянии 5...1 м — не более 2 км/ч; на расстоянии от 1 м вплоть до остановки— не более 1 км/ч);

остановка для разгрузки у самолета осуществляется на возможно малом расстоянии между задней кромкой платформы полуприцепа и обрезом пола грузового люка самолета (зазор между ними в пределах 100...300 мм);

подъезд до соприкосновения платформы и самолета не допускается, так как при этом будет исключена возможность вертикальных и поперечных перемещений подъемной платформы полуприцепа в последующем процессе перегрузки контейнеров или поддонов в самолет;

в конечном (остановленном) положении для разгрузки продольная ось симметрии полуприцепа по направлению должна совпадать с продольной осью симметрии самолета, поперечное (боковое) смещение оси симметрии полуприцепа относительно продольной оси самолета должно быть возможно малым (не более 100 мм);

маневрирование и правильность подъезда должны обеспечиваться согласованными действиями водителя и оператора-руководителя подъездом по соответствующим командам последнего;

безопасность подъезда к грузовым люкам самолета (предотвращение его повреждения) обеспечивается должным положением автопоезда (полуприцепа) относительно грузового люка и своевременной его остановкой, а также применением упорных башмаков, подкладываемых под задние колеса тележки полуприцепа;

после остановки у грузового люка самолета контейнеровоз должен быть заторможен иа все время разгрузки при помощи стояночного тормоза тягача (при этом автоматически будет включен пневмотормоз колес тележки полуприцепа).

Техническое обслуживание. Включает комплекс предупредительно-профилактических мероприятий, выполняемых с целью обеспечения постоянной исправности и готовности АК-6 к эксплуатации, и должно производиться своевременно в полном объеме и с должным качеством выполнения отдельных работ.

ТО седельного тягача ЗИЛ-130В1-76 в составе АК-6 должно производиться в соответствии с указаниями и рекомендациями, изложенными в Руководстве по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-130 и его модификаций (применительно к указанному тягачу).

Сроки проведения отдельных видов ТО для полуприцепа АК-6 должны совпадать со сроками, установленными для тягача ЗИЛ-130В1-76.

Для полуприцепа в составе АК-6 (так же, как и для тягача ЗИЛ-130ВI-76) техническое обслуживание по периодичности, выполняемым операциям и трудоемкости подразделяется на ЕО, ТО-1, ТО-2, СО.

Периодичность ТО для тягача ЗИЛ-130В1-76 и полуприцепа в составе АК-6 должна проводиться: ТО-1—через каждые 1500 км пробега автопоезда между данными обслуживаниями; ТО-2— через каждые 7500 км пробега автопоезда между данными обслуживаниями.

Нормы периодичности ТО-1 и ТО-2 соответствуют установленным нормам для тягача ЗИЛ-130В1-76 при его работе в тяжелых дорожных условиях (ввиду перегруженности тягача в составе АК-6), а также с учетом работы в условиях частого маневрирования автопоезда АК-6, СО—2 раза в год — весной и осенью, ЕО—в два этапа (перед началом и после окончания работы).

Ежедневно при подготовке АК-6 к работе на его полуприцепе необходимо очистить последний и весь АК-6 от грязи, воды и снега и произвести внешний его осмотр, проверив    наличие всехсоставных частей и отсутствие их механических повреждений. При этом следует проверить: состояние седельно-сцепного устройства тягача и    правильность закрытия его замка; состояние и чистоту стекол на сигнально-световых приборах полуприцепа; состояние двухосной тележки полуприцепа и ее отдельных частей, обратив внимание на крепление колес и давление воздуха в шинах (визуально, по степени их деформации); работу всех боковых замков на направляющих платформы, произведя вручную открытие и закрытие каждого из    них; работу механизма передних концевых упоров на подъемной платформе; уровень масла в гидробаке гидросистемы.

При работающем двигателе тягача н при стоянке на месте необходимо проверить: герметичность и исправность работы пневмосистемы рабочего тормоза полуприцепа путем двух-трех нажатий на педаль тормоза тягача; работу сигнально-световых приборов полуприцепа; работу фар освещения платформы полуприцепа.

При работающем двигателе тягача и при включенном гидронасосе следует проверить давление в гидросистеме по манометру.

При работающем двигателе тягача и при включенных гидронасосе и электропитании сети полуприцепа нужно произвести практическую проверку: подъема и опускания выдвижных опор задней подъемной платформы, вращения приводных роликов раздельно на передней платформе и на задней подъемной платформе; работы механизмов прижима приводных роликов последовательным включением каждой из пяти групп одновременно действующих роликов; работы механизма поперечного перемещения подъемной платформы на срабатывание вправо и влево с последующим возвращением в исходное ездовое положение; работы механизма задних концевых упоров подъемной платформы.

В процессе проверок необходимо обратить внимание на отсутствие подтеканий масла в соединениях гидросистемы и через уплотнения гидроцилиндров. После выполнения проверок исправности отдельных механизмов и систем управления ими все механизмы и органы управления должны быть выставлены в транспортное (ездовое) положение. В случае обнаружения каких-либо неисправностей и отказов в работе отдельных механизмов полуприцепа или систем управления ими необходимо выяснить их причину и устранить на месте до начала работы АК-6 по назначению.

Обслуживание после окончания работы включает комплекс операций, необходимых для поддержания АК-6 в постоянной исправности и готовности к использованию по назначению:

очистку полуприцепа и всего АК-6 от грязи, воды или снега; внешний осмотр полуприцепа на предмет отсутствия механических повреждений его составных частей, включая отсутствие повреждений лакокрасочных покрытий. В процессе осмотра обратить внимание иа состояние двухосной тележки и ее отдельных частей, а также на состояние составных частей во всех механизмах полуприцепа;

систематический (не реже чем через 3 дня работы, а при наступлении холодного времени года ежедневно) слив отстоя конденсата из воздушных баллонов (ресиверов) пневмосистемы тормоза полуприцепа через их спускные краны ТО-1 полуприцепа АК-6 предусматривает проведение, работ в объеме ЕО; общего осмотра полуприцепа и всех его составных частей на предмет отсутствия повреждений, видимых износов, деформаций или иных дефектов. При осмотре следует обратить внимание на состояние силовой рамы полуприцепа и всех ее элементов, особенно продольных лонжеронов и крестовины в месте установки гидроцилиндра подъемного механизма, а также на целостность сварных швов в местах соединений частей рамы.

При этом следует проверить:

затяжку и контровку всех резьбовых соединений между частями конструкции полуприцепа с применением инструментов (ключей, отверток и др.);

правильность регулировки натяжения цепей и длин тяг в механизмах вращения и прижима приводных роликов в составе платформы;

наличие смазки во всех шарнирных соединениях механизмов платформы полуприцепа; при необходимости следует дополнительно зашприцевать смазку через пресс масленки согласно карте смазки полуприцепа;

крепление коробки отбора мощности к коробке передач двигателя тягача, а также крепление гидронасоса и рычага управления его включением,

давление сжатого газа в воздушной полости гидроаккумулятора при помощи зарядного приспособления с манометром, редуктором и предохранительным клапаном; при необходимости дозарядить до давления 3 МПа.

Фильтроэлемент маслофильтра гидросистемы необходимо снять и промыть, проверить его состояние, а при его неисправности заменить новым, из маслобака гидросистемы слить отстой масла (0,5...1,0 л) и проверить визуально наличие в нем посторонних включений (воды, стружки, механических примесей и т. д.).

При последующем включении гидронасоса необходимо проверить правильность регулировки давления в гидросистеме и герметичность всех соединений гидросистемы, а также герметичность в соединениях пневмосистемы рабочего тормоза полуприцепа (большие утечкн воздуха определяются на слух, малые утечки — с применением мыльного раствора).

Затем нужно проверить:

работу и правильность регулировки пневмотормозов двухосной тележки полуприцепа. При подаче давления воздуха в тормозные камеры (затормаживание) или при стравливании его из камер (растормаживание) штоки тормозных камер и регулировочные рычаги тормозов должны перемещаться в обоих направлениях быстро, без заеданий. Правильность регулировки каждого из четырех тормозов колес тележки полуприцепа должна проверяться по величине хода штока тормозной камеры, который должен быть в пределах 20...30 мм (при износе тормозных колодок—не более 40 мм); на одной оси колес тележки разность между ходами штоков правой и левой тормозных камер должна быть возможно малой, не более 5 мм,

крепление колес тележки, состояние шин и давление воздуха в них, наличие колпачков вентилей; удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между сдвоенными шинами;

состояние и крепление деталей балансирной подвески тележки, обратить особое внимание иа затяжку гаек стремянок крепления рессор;

уровень масла в башмаках рессор балансирной подвески тележки, при необходимости долить масло в соответствии с картой смазки полуприцепа.

Все смазочные операции должны выполняться в соответствии с картой смазки полуприцепа АК-6.

Действие всех механизмов и систем управления на полуприцепе проверяют путем включения их в работу на холостом режиме без нагрузки на платформе.

ТО-2 полуприцепа АК-6 предусматривает проведение следующих видов работ и операций:

комплекс работ и операций, предусмотренных ТО-1;

проверку состояния и крепления седельно-сцепного устройства тягача, а также опорной плиты и шкворня полуприцепа, для чего необходимо произвести отцепку полуприцепа от тягача; при этом заменить смазку на рабочих поверхностях седла тягача и его замка, а также на опорной плите и шкворне полуприцепа в соответствии с картами смазки тягача и полуприцепа;

замену масла в башмаках балансирной подвески тележки, а при снятых крышках башмаков проверку состояния и регулировки затяжки подшипников в данных местах,

переборку и смазку рессор тележки полуприцепа; при этом необходимо удалить старую смазку и грязь, а также следы коррозии, после чего смазать трущиеся поверхности рессор графитной смазкой в соответствии с картой смазки полуприцепа.

СО АК-6 и его полуприцепа необходимо совместить с очередным ТО-2. Весной, кроме работ по полуприцепу АК-6, предусмотренных ТО, необходимо дополнительно выполнить следующие операции. Для чего следует проверить:

состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, пружин и подшипников колес тележки, крепление осей колодок тормозов и опор разжимных кулаков и кронштейнов со стремянками, крепящими их к осям колес, а также крепление тормозных камер и регулировочных рычагов тормозов;

зазоры между тормозным барабаном и колодками (должны быть не менее 0,4 мм у разжимного кулака и не менее 0,2 мм у осей колодок), а также вращение тормозных барабанов в отторможенном состоянии (барабаны должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь тормозных колодок);

состояние и крепление ступиц колес, заменить смазку в ступицах н их подшипниках согласно карте смазки. При сборке обратить внимание на правильность затяжки и регулировки подшипников ступиц колес тележки (колесо должно свободно вращаться без осевого зазора в подшипниках). Правильность регулировки подшипников ступиц и тормозов колес тележки дополнительно контролировать при езде (тормозные барабаны и ступицы колес не должны нагреваться) ;

состояние масла в гидросистеме АК-6; в случае его загрязнения механическими или другими примесями полностью заменить масло в гидросистеме, для этого слить масло из гндробака гидросистемы и из всех нижних точек агрегатов гидросистемы, залить в маслобак новое масло и произвести прокачку всех магистралей гидросистемы для заполнения их новым маслом и удаления воздушных пробок;

исправность и крепление воздушных баллонов (ресиверов), а также состояние и крепление трубопроводов пневмосистемы тормозов полуприцепа,

состояние лакокрасочных покрытий полуприцепа, при необходимости поврежденные участки зачистить и возобновить окраску.

Все смазочные операции выполняют согласно карте смазки полуприцепа. Осенью при проведении СО полуприцепа АК-6 объем и содержание работ в основном соответствуют вышеизложенным весенним работам.

Смотрите также