Автомобиль с закрытым подъемным кузовом

Автолифты (рис. 110,111) применяются для погрузочно-разгрузочных работ при перевозках съемного бытового оборудования ВС и контейнеров с продуктами питания (табл. 33).

Автолифт состоит из шасси грузового автомобиля, кузова закрытого типа, подъемного механизма типа «ножницы», гидравлической системы, системы управления.

Шасси серийных моделей автомобиля при монтаже специального оборудования автолифтов подвергаются доработке.

Кузов автолифта состоит из сварного каркаса, обшитого трехслойными панелями, изготовленными из дюралюминиевых листов (снаружи), пенопласта и фанеры (внутренняя поверхность). Передняя торцовая стенка кузова имеет открывающиеся двери и выдвижную площадку с поручнями. Управление поручнями осуществляется с пульта, установленного в передней части кузова, но только после того, как пол кузова окажется над кабиной водителя (минимальная высота 2500 мм).

Конструкция автолифта АЛ-ЗА. Он изготовлен на базе шасси грузового автомобиля ЗИЛ-130Г. Специальное оборудование состоит из подъемного механизма, кузова, передней выдвижной площадки, задней подъемной площадки силового привода. Основное отличие автолифта АЛ-ЗА от других модификаций АЛ — усовершенствованный несущий бескаркасный панельный кузов, снабженный термоизоляцией.

Лонжероны рамы шасси автомобиля ЗИЛ-130Г для автолифта усилены специальными накладками в местах приложения нагрузок от подъемного механизма. На раме шасси установлены: балки для выдвижных опор с проушинами, на которых крепится параллелограммный подъемный механизм задней площадки; поперечина с укрепленными на ней проушинами для цилиндра подъема задней площадки; проушины для крепления неподвижных шарниров подъемного механизма. На задней части рамы шасси с наружной стороны лонжеронов на шарнирах установлены откидные стопорные колодки, позволяющие механически застопорить подъемный механизм в приподнятом положении. Помимо механического стопорении подъемного механизма, в конструкции предусмотрено также гидравлическое стопорение (гидрозамки). На коробке передач справа установлен силовой привод гидросистемы. С правой стороны рамы шасси крепятся гидробак и гидропанель.

Установка силового привода состоит из коробки отбора мощности с насосом НШ-32Л. Коробка отбора мощности включается рычагом, выведенным через пол в кабину водителя. Включают и выключают коробку отбора мощности только при выжатом сцеплении.

Выдвижные упоры, предназначенные для фиксирования автолифта с поднятым кузовом у ВС, установлены на балке поперечине и представляют собой два гидроцилиндра.

Подъемный механизм типа «ножницы» состоит из двух пар рычагов (внешней и внутренней) с осью вращения в центре. Внешняя пара рычагов в передней части автолифта закреплена шарнирно на раме кузова, а внутренняя пара на раме шасси. Рычаги в задней части автолифта снабжены роликами. На внутренней паре рычагов шарнирно подвешены два гидравлических цилиндра. Штоки цилиндров шарнирно закреплены на оси, установленной на внешней паре рычагов. Каждая из них соединена между собой поперечинами.

Кузов автолифта — несущий, бескаркасный, панельной конструкции, с термоизоляцией. Панели толщиной 30 мм склеены из армированного фанерой пенопласта ПС-1, с наружной стороны обклеены листом Д-16 толщиной 1,5 мм, а с внутренней березовой фанерой БС-1 толщиной 3 мм. Кузов собран на раме сварной конструкции из швеллеров и специальных профилей. Пол кузова — армированная панель, к которой с внутренней стороны приклеен щит из досок толщиной 18 мм. Пол крепится к раме при помощи болтов. Кузов собран из пяти панелей: двух боковых, передней, задней и крыши. Все панели крепится в нижней части к раме. По углам панели соединены монтажными болтами, а также угловым профилем, который клепается с наружной обшивкой панели. Также крепится крыша кузова. Внутри кузова расположены двухъярусные стеллажи панельной конструкции. Стеллажи в передней части крепятся к горизонтальной трубе, которая одновременно служит направляющей для выдвижного ограждения. Горизонтальная труба опирается на вертикальные стойки, которые одновременно служат опорами крыши.

Кузов имеет заднюю и переднюю двери. Задняя дверь — одностворчатая, имеет замок с ключом. Передняя двустворчатая дверь открывается и закрывается автоматически при выдвижении и уборке передней площадки. В дверях имеются окна. В задней части кузова с правой стороны расположены пульт управления и вентиляционные люки. В заднем пульте управления установлены тумблер выключения передней фары, сигнал, выключение освещения кузова, розетка.

Площадка выдвижная предназначена для погрузки и выгрузки грузов и контейнеров из автолифта в ВС. Площадка представляет собой раму сварной конструкции, где в продольном направлении установлены две балки коробчатой формы, соединенные между собой поперечинами. Передняя площадка в убранном положении находится под полом кузова. Выдвигается и убирается она при помощи тросового механизма, который получает вращение от гидромотора ГМ-36 через редуктор. Выдвижная площадка рассчитана на статическую нагрузку 3 кН. На передней ее кромке установлен амортизирующий буфер. При выдвижении и уборке площадки автоматически выдвигается и убирается ограждение, у которого передняя стойка закреплена на площадке.

Электрооборудование автолифта, представляющее собой дополнение к электрооборудованию автомобиля ЗИЛ-130Г, обеспечивает управление работой гидроагрегатов и осветительных приборов автолифта.

Гидравлическая система автолифта АЛ-3А (рис. 112) предназначена для подъема и опускания кузова, выдвижения, уборки передней площадки, подъема и опускания задней площадки и выдвижных опор. Она состоит из следующих основных узлов: маслобака 7, гидронасоса НШ-32Л 2, фильтра 9, гидроаккумулятора 15, обратного клапана 11, запорного крана , автомата разгрузки; электромагнитных гидрораспределителей, двух гидроцилиндров 17 и привода перемещения передней площадки.

Особенности эксплуатации. К месту загрузки (цех питания) АЛ-3А подъезжает задним ходом. С земли загрузка производится при помощи подъемной задней площадки. При наличии эстакады задняя площадка устанавливается на нужную высоту. Масса груза на полу допускается не более 600 кг при равномерном распределении по всей площади пола.

Контейнеры необходимо располагать на стеллажах равномерно по всему кузову. Грузоподъемность кузова 25 кН. Загружать машину сверх нормы запрещается.

Подъезд к самолетам АЛ передней площадкой необходимо производить следующим образом: подъехать к люку самолета по ориентиру (ряд заклепок на фюзеляже, окно) так, чтобы кузов был не дальше 3 м от фюзеляжа; поставить машину на ручной тормоз; выжать сцепление; включить тумблер питания и рычаг включения коробки отбора мощности. После того, как манометр покажет рабочее давление 12,5 МПа, включить переключатель выпуска выдвижных опор.

Рекомендуется остановить площадку на расстоянии 50 мм от обшивки самолета. При этом автоматически выдвигается ограждение и открываются передние двери.

По окончании погрузочно-разгрузочных работ автолифт отводится на 5...10 м от самолета, после чего кузов опускается в транспортное положение. Маневрирование автолифта между последовательно обслуживаемыми самолетами производится только при кузове, полностью опущенном в нижнее положение.

Техническое обслуживание. ТО производится через каждые 100 ч работы. При этом необходимо проверить плотность затяжки всех резьбовых соединений, при необходимости подтянуть; снять фильтроэлемент фильтра тонкой и грубой очистки, промыть его и поставить на место; произвести смазку шарнирных соединений через пресс-масленки; при неработающем насосе слить отстой из гидробака. При сильно загрязненной гидросмеси следует слить ее полностью, гидробак промыть и залить свежее веретенное масло марки АУ.

Конструкция автолифта АЛ-6. Он изготовлен на базе шасси автомобиля ЗИЛ-130Г и отличается от ранее выпущенных и эксплуатируемых в гражданской авиации автолифтов тем, что имеет переднюю подъемную площадку, на которой установлены выдвижная площадка и две пары выдвижных упоров. В лифт входят следующие основные узлы: рама шасси, подъемный механизм, кузов, площадка подъемная в сборе, площадка задняя, кабина водителя, электрооборудование, гидросистема, переходной мостик.

Рама шасси автомобиля ЗИЛ-130Г для автолифта АЛ-6 доработана. В местах приложения нагрузок от подъемного механизма лонжероны усилены специальными накладками, которые крепятся при помощи стремянок. На раме шасси установлены две балки для выдвижных опор. На передней балке дополнительно установлены проушины неподвижных опор подъемного механизма и кронштейны для крепления глушителя, на задней балке — проушины для крепления параллелограммного подъемного механизма задней площадки и поперечина с проушинами для цилиндра подъема задней площадки.

В задней части накладок с наружной стороны на шарнирах установлены откидные стопорные колодки, позволяющие механически застопорить подъемный механизм в приподнятом положении для обслуживания и ремонта механизмов и гидросистемы. В конструкции подъемного механизма предусмотрено гидравлическое стопорение (гидрозамки). На коробке передач справа находится силовой привод гидросистемы.

В передней части шасси имеется опора, на которую опирается подъемная площадка в транспортном положении. С правой стороны рамы шасси крепятся гидробак и гидропанель.

Силовой привод предназначен для создания необходимого давления в гидросистеме АЛ-6 и состоит из коробки отбора мощности с насосом. Включение коробки отбора мощности производится при помощи рычага, который находится справа от рычага переключения передач. Включение и выключение коробки отбора мощности разрешаются только при нажатом сцеплении.

Гидронасос можно включить только при работе гидросистемы. При езде насос должен быть выключен.

Упоры-выдвижные, предназначенные для фиксирования автолифта с поднятым кузовом у самолета и разгрузки рессор, установлены на двух балках-поперечииах и представляют собой четыре гидроцилиндра.

Подъемный механизм автолифта — типа «ножниц», состоит из двух пар рычагов — внешней и внутренней с осью вращения в центре.

Внешняя пара рычагов в передней части автолифта закреплена шарнирно на раме кузова, а внутренняя пара — на раме шасси. Рычаги в задней части автолифта снабжены роликами, которые при подъеме и опускании кузова скользят по направляющим на рамах шасси и кузова.

На внутренней паре рычагов шарнирно подвешены два гидравлических цилиндра Штоки цилиндров также шарнирно закреплены на оси, установленной на внешней паре рычагов. Каждая пара рычагов между собой соединена поперечинами.

Принцип работы. При подъеме кузова масло под давлением подается в нижнюю полость цилиндров. При этом начинается движение поршней со штоками. Так как цилиндры установлены на оси внутренней пары рычагов, а штоки закреплены на оси внешней пары рычагов, «ножницы» начинают расходиться, ролики скользят по направляющим и кузов совершает вертикальное перемещение — подъем.

Техническое обслуживание. За основу планирования технического обслуживания АЛ-6 принимается его работа, исчисляемая в моточасах. ТО автолифта подразделяется на ежедневное, ТО-1 (через 50 ч работы), ТО-2 (через 100 ч работы) и сезонное (2 раза в год).

Смотрите также