Автомобиль с подъемным кузовом АПК-12

Конструкция. АПК изготовлен на базе шасси грузового автомобиля ГАЗ-53А.

Специальное оборудование АПК-12 состоит из подъемного механизма, кузова (платформы) с тентом, колодок противоскольжения, механизма разгрузки рессор, гидро-цилиндров подъема кузова.

Рама шасси автомобиля усилена для восприятия сосредоточенных нагрузок от подъемного механизма. В передней части к лонжеронам рамы сверху приварены накладки, внутрь лонжеронов вварены вставки и при помощи болтов закреплены две проушины подъемного механизма, к которым шарнирно крепятся передние концы внутренних рычагов. В средней части рамы к лонжеронам приварены накладки, которые служат дополнительными опорами подъемного механизма.

В зоне заднего моста между лонжеронами рамы вварена поперечная балка дли крепления цилиндров разгрузки рессор. На картере заднего моста закреплены пластины, в которые упираются штоки цилиндров разгрузки рессор. В задней части рамы, в лонжероны вварены вставки, а сверху к ним приварены профили дорожки дли роликов подъемного механизма. В задней части рамы снаружи к лонжеронам приварены кронштейны откидных страхующих упоров, позволяющих застопорить подъемный механизм в приподнятом положении для обеспечения безопасности при выполнении работ по обслуживанию и ремонту механизмов и систем автомобиля.

В кабине на панели приборов смонтирован пульт управления.

Устройство основных агрегатов. Силовая установка предназначена для создания давления в гидросистеме АПК-12 и состоит в основном из коробки отбора мощности и гидронасосов Коробка отбора мощности установлена справа на коробке передач автомобиля. Насос шестеренный НШ-46— левого вращения, закреплен на коробке отбора мощности.

Подъемный механизм типа «ножницы» предназначен для подъема грузовой платформы и состоит из двух пар рычагов, соединенных в средней части шарнирно одной осью. Рычаги — коробчатого сечения, в каждой паре соединены между собой трубчатыми поперечниками. Подъемный механизм приводится в действие двумя плунжерными гидроцилиндрами, шарнирно соединенными с рычагами (при помощи траверсы — с парой внутренних рычагов и оси головок штоков с парой наружных рычагов).

Гидравлическая система предназначена для обеспечения подъема и опускания грузовой платформы, разгрузки задних рессор при подъеме платформы, а также для подъема и опускания страхующих колодок. Рабочая жидкость в гидросистеме масло веретенное АУ. Гидравлическая система АПК-12 (рис. 108) включает: маслобак, гидронасос НШ-46 левого вращения, фильтр гидроаккумулятор, автомат разгрузки насоса, два цилиндра подъемного механизма, два цилиндра рессор, два цилиндра колодок, гидрозамок колодок, кран управления платформой, кран (гидро-распределитель) управления колодками, манометр с дросселем, трубопроводы, гибкие рукава и соединительные детали арматуры. Маслобак и гидрогруппа, в которой размещены фильтр, гидроаккумулятор и автомат разгрузки насоса, закреплены на правом лонжероне рамы шасси автомобиля позади кабины. На последних выпусках АПК-12 в гидравлической системе машины отсутствуют элементы управления страхующими колодками.

Питание дополнительного электрооборудования АПК-12 осуществляется от аккумуляторной батареи автомобиля ГАЗ-53А. В дополнительное электрооборудование входят следующие основные узлы, агрегаты и детали: фара, переключатель фары, розетки, сигнальные кнопки, кран (гидравлический распределитель) управления колодками, переключатель управлении колодками, кнопки опускания колодок, аварийные переключатели опускания колодок, переключатель управления опускания колодок из платформы (кузова), микровыключатель дублирующий, световая сигнализации колодок.

На пульте управления АПК-12 (рис. 109) для управлении подъемом и опусканием платформы применен золотниковый трехпозиционный гидрокран с ручным управлением. Кран имеет положения: «Стоп», «Подъем» и «Опускание». В положении «Стоп» золотник крана перекрывает все каналы (от насоса, на слив, на подъем и на опускание). В положении «Подъем» (рукоятка вверх) соединяет канал давления от насоса с каналом в полости цилиндров подъемного механизма и верхними полостями цилиндров разгрузки рессор, в положении «Опускание» (рукоятка вниз) золотник крана соединяет канал давления от насоса с каналом на открытие гидрозамков подъемного механизма и нижними полостями цилиндров разгрузки рессор, а внутренние полости цилиндров подъемного механизма и верхние полости цилиндров разгрузки рессор со сливом в бак.

Особенности эксплуатации. К месту загрузки или разгрузки (склад, платформа, самолет) подъезд автомобиля АПК-12 осуществляется задним ходом на малой скорости. Платформа его не имеет заднего открывающегося борта; грузовой площадкой является удлиненное основание платформы.

Прочность грузовой площадки обеспечивает погрузку тяжелых грузов массой 800 кг в одном месте при общей грузоподъемности 30 кН. Перегрузка автомобиля не допускается. Груз рекомендуется располагать равномерно по всей платформе или симметрично по обе стороны. Для предохранения от выпадания грузов из платформы сзади должна ставиться съемная поперечная сетка, прикрепляемая к боковым бортам.

При подъезде АПК-12 задним ходом к самолету необходимо строго соблюдать меры предосторожности. Движение автомобиля должно быть плавным, без рывков, со скоростью не более 3 км/ч. Во время подъезда АПК-12 к самолету водитель и находящиеся на платформе грузчики обязаны строго вести наблюдение и в случае малейшей опасности повреждения самолета немедленно принять меры для остановки автомобиля.

В процессе подъезда автомобиля АПК-12 к самолету находящиеся на платформе грузчики должны подавать водителю условные звуковые сигналы с помощью нажатия одной из кнопок на левом и правом бортах платформы (кнопки с надписью на табличках «Сигнал»).

Управление подъемом и опусканием грузовой платформы осуществляется водителем из кабины при помощи ручного гидрокрана на пульте. Подъем платформы (с грузом или без груза) производится водителем при работающем двигателе в следующей последовательности:

перед подъемом необходимо осмотреть, нет ли над платформой каких либо препятствий (проводов связи, электропроводки, частей самолета и т. д);

поставить автомобиль на ручной тормоз;

выжать муфту и включить гидронасос;

плавно отпустить муфту сцепления и по манометру проверить давление, создаваемое насосом в гидросистеме (должно быть не меньше 10 МПа);

расстопорить рукоятку гидрокрана и перевести ее из положения «Стоп» на «Подъем» (вверх). Нажатием на педаль дросселя (ножного газа) увеличить частоту вращения вала двигателя;

по достижении платформой требуемой высоты подъема уменьшить частоту вращении вала двигателя и рукоятку гидрокрана перевести из положения «Подъем» в положение «Стоп». В поднятом положении (независимо от высоты подъема) платформа будет удерживаться гидрозамками цилиндров подъемного механизма,

выжать муфту сцепления и выключить гидронасос.

При переводе рукоятки гидрокрана на «Подъем» автоматически, опережая подъем платформы, происходит разгрузка задних рессор автомобиля с помощью цилиндров разгрузки.

Опускание платформы, как правило, должно производиться при выключенном гидронасосе, так как энергии гидроаккумулятора, заряженного до давления не менее 10 МПа. обеспечивает открытие гидрозамков цилиндров подъемного механизма и уборку штоков цилиндров разгрузки задних рессор (в конце опускания платформы).

Если перед опусканием платформы давление в гидросистеме меньше 10 МПа. необходимо кратковременно включить гидронасос для зарядки гидроаккумулятора, после чего его выключить.

Опускание платформы происходит за счет использования энергии гидроаккумулятора.

При опускании платформы необходимо: убедиться, что под платформой нет людей или других препятствий; расстопорить рукоятку гидрокрана и перевести ее из положения «Стоп» на «Опускание» (вниз); в конце опускания платформы (до крайнего нижнего положения) рукоятку крана перевести из положения «Опускание» в положение «Стоп» и проверить визуально, убрались ли штоки цилиндров разгрузки рессор.

Если в процессе опускания платформы требуется остановить ее на какой-то промежуточной высоте, то необходимо рукоятку крана перевести из положения «Опускание» в положение «Стоп». При стоянке или при езде автомобиля рукоятка крана управления платформой должна всегда находиться в положении «Стоп» и быть застопоренной. В положении «Подъем» или «Опускание» рукоятку крана следует переводить только в случае подъема или опускания платформы. В положениях «Подъем» или «Опускание» рукоятка крана не стопорится.

Техническое обслуживание. Через каждые 100 ч работы необходимо:

проверить плотность затяжки всех резьбовых соединений, при необходимости подтянуть;

снять фильтроэлемент фильтра гидросистемы, промыть его и поставить на место;

пресс-масленки всех шарнирных соединений прошпринцевать смазкой универсальной (солидолом) УС-1 или УС-2;

при неработающем насосе слить отстой из маслобака в количестве 3—5 л. При сильно загрязненном масле слить его полностью и залить 50 л свежего веретенного масла ЛУ;

проверить зазор между толкателем поршня и шариком обратного клапана цилиндра механизма разгрузки рессор, который должен быть не менее 2 мм. При необходимости укоротить шток толкателя, имеющего кольцевую канавку.

Смотрите также