Установка воздушного запуска авиадвигателем УВЗ-48/40-452

Для мощных авиадвигателей применяются воздушные системы запуска с помощью передвижных установок воздушного запуска (УВЗ) осуществляется запуск двигателей самолетов Ту-154, Ил-62, Ил-86, Ил-76.

В системе воздушного запуска сжатый воздух от бортового или наземного источника подается на специальный воздушный стартер, представляющий собой высокооборотную воздушную турбину. Он соединяется с помощью редуктора с валом авиадвигателя и обеспечивает его раскрутку.

По сравнению с электростартерной системой запуска воздушная пусковая система отличается относительной простотой, высокой надежностью, большой располагаемой мощностью пускового устройства при малой массе и габаритных размерах. Источником сжатого воздуха УВЗ является газотурбинный двигатель.

Назначение. УВЗ служит для подачи горячего сжатого воздуха в газотурбинные авиационные двигатели ВС при их запуске и питания бортовой электрической сети самолета постоянным и переменным током в момент запуска.

Конструкция. Специальное оборудование установки воздушного запуска УВЗ-2 смонтировано на базе автомобиля УАЗ-452 с цельнометаллическим кузовом типа «фургон», в котором размешены: силовая установка, система всасывания и выхлопа, воздушная система, электрооборудование и средства связи.

Силовая установка предназначена для подачи горячего сжатого воздуха в авиадвигатели при запуске и питания электроэнергией бортовых топливных насосов ВС. В состав силовой установки входят газотурбинный двигатель ТА-6А и его подвеска ТА-6А— одновальный, с отбором воздуха за компрессором, с редуктором и навесными стартером-генератором ГС-І2ТО и генератором ГТ40ПЧ6.

Система всасывания и выхлопа предназначена для питания газотурбинного двигателя ТА-6А воздухом, отвода горячих выхлопных газов в атмосферу и вентиляции отсека кузова с оборудованием. Система состоит из воздухозаборника, выхлопной трубы, выхлопного патрубка, механизма перемещения крышки выхлопной трубы.

Воздухозаборники размещены в оконных проемах кузова отсека с оборудованием. Выхлопная труба выполнена в виде эжектора и выведена через отверстие в крыше отсека с оборудованием.

Крышка выхлопной трубы перемешается с помощью электромеханизма УР-10 через механизм привода и систему качения. Управление механизмом перемещения крышки выхлопной трубы и створками воздухозаборников осуществляется с пульта управления кабины оператора.

Топливная система предназначена для питания топливом газотурбинного двигателя ТА-6А. В состав системы входят (рис. 15): основной топливный бак 1, вспомогательный бак 10, датчик уровня топлива БМП4-АЗ, топливный подкачивающий насос ПЦР1-Ш6, электромагнитный клапан МКТ-1807, топливный фильтр МФЗОСТ8, сигнализатор давления СДУ-4А-0,7, трубопровод. Элементы топливной системы размещены в передней части отсека с оборудованием.

Принцип работы. Горячий воздух от двигателя ТА-6А по трубопроводам и рукаву с наконечником воздушного запуска подается под давлением к штуцеру запуска авиадвигателя. Давление воздуха контролируется по манометру, установленному на пульте управления. Датчик манометра 3 (рис. 16) подключен к воздушной магистрали. Клапаны 7 и 10 обеспечивают сброс давления из магистра ли после отключения подачи< воздуха на борт самолета.

Принцип работы клапана 10 состоит в том, что сброс давления в воздушной магистрали осуществляется в соответствии с положением подпружиненного поршня 9. При отсутствии давления в магистрали он под действием пружины перекрывает отверстие, соединяющее полости а, б клапана, которые соединены между собой трубопроводом 8 и через электромагнитный клапан 7 с атмосферой.

При подаче сжатого воздуха на борт самолета электромагнитный клапан 7 (МКВ-200) перекрывает связь воздушной магистрали с атмосферой и в полостях  а и б  устанавливается одинаковое давление. Площадь поршня в полости б больше, чем в полости а, поэтому результирующее усилие от повышенного давления воздуха в магистрали и от пружины удерживает поршень в верхнем положении При прекращении подачи воздуха клапан 7 открывается и соединяет полость б с атмосферой. Под действием давления в воздушной магистрали поршень отжимается и соединяет воздушную магистраль с атмосферой. В результате этого давление в воздушной магистрали сбрасывается, и пружина вновь возвращает поршень 9 в исходное положение.

Гибкий рукав состоит из многослойной резиновой камеры с чехлом. С одного конца рукав снабжен фланцем для подключения к бортовому разъему УВЗ, с другого — наконечником для соединения с бортовым штуцером самолета.

Наконечник воздушного (рис. 17) запуска унифицированный, что обеспечивает его соединение со штуцерами самолетов всех типов. При соединении наконечника с бортовым штуцером самолета последний входит в конусную часть стакана наконечника и поворотом штурвала 5 по часовой стрелке он запирается. Для расстыковки наконечника штурвал следует повернуть против часовой стрелки.

В транспортном положении УВЗ рукав воздушного запуска укладывается на локте переднего бампера спецмашины.

Система противопожарной защиты предназначена для гашения очагов пламени в отсеке с оборудованием. В ее состав (рис. 18) входят: огнетушитель УБШ-2-1, два продольных и один поперечный коллекторы, соединительные трубопроводы огнетушитель ОУ-2.

Для направленного распыления огнегасящего заряда используются продольные и поперечные коллекторы. Управление пожарной системой осуществляется с пульта оператора.

После нажатия оператором кнопки «Пожар» подается сигнал на прекращение работы двигателя ТА-6А. При этом закрывается электромагнитный клапан топливной системы и подкачивающий топливный насос ПЦР1-Ш прекращает работать. Одновременно сигнал подается к запалу головки-затвора одного из огнетушителей. Ори распылении огнегасяшего заряда происходит быстрое заполнение отсека его парами, что вызывает прекращение горения.

Чувствительным органом системы, реагирующим на повышение температуры в кузове УВЗ при возникновении пожара, является датчик ДПС-1АГ. Под крышей кузова установлено девять датчиков ДТ1-ДТ9. В случае возникновения пожара и несрабатывания датчиков огнетушители могут быть включены принудительно.

Устройство основных агрегатов. Основной топливный бак I на 258 л сварной конструкции изготовлен из листового алюминиевого сплава (см. рис. 15). Уровень топлива в баке при заправке контролируют с помощью мерного стекла. Вспомогательный бак 10 сварной конструкции выполнен из листового алюминиевого сплава. Вместимость бака 30 л.

Датчик уровня топлива БМ114-А представляет собой проволочный реостат со скользящими по нему контактными щетками. Реостат размещен в закрытом корпусе. Контактные щетки приводятся в движение рычагом, на конце которого расположен поплавок.

Топливный подкачивающий насос ПЦР1-Ш представляет собой одноступенчатый электроприводной центробежный насос и предназначен Для создания давления топлива на входе в основной насос газотурбинного двигателя ТА-6А. По своим техническим данным насос обеспечивает давление жидкости на выходе 0,07 МПа и подачу 5,83∙10-4 м3/с (2100 л/ч). Управление насосом ведется с пульта управления.

Электромагнитный клапан МКТ-180 предназначен для перекрывания топливной магистрали к двигателю ТА-6А по окончании работы, а также при включении пожарной системы. Конструктивно он представляет собой клапан поршневого типа. Электромагнитный клапан рассчитан на рабочее давление до 0,25 МПа. Управление клапаном — электродистанционное с пульта управления.

Топливный фильтр 11ТФ30СТ предназначен для фильтрации топлива в топливной системе, конструктивно представляет собой фильтр отстойного типа с перепускным клапаном. Фильтр обеспечивает максимальную подачу 1,7∙10 -4 м’/с и тонкость фильтрации 12—16 мкм.

Сигнализатор давления СДУ-4А-0.7 служит для включения светового табло, показывающего наличие давления топлива перед основным топливным насосом двигателя ТА-6А. Под действием давления топлива заключенная в корпус мембранная коробка прогибается и замыкает контакты, которые включают световое табло на пульте управления.

Воздушная система предназначена для подвода горячего сжатого воздуха от газотурбинного двигателя ТА-6А к двигателям ВС при запуске. В состав системы входят (см. рис. 16) внутренняя воздушная магистраль, состоящая из гладких металлических трубопроводов; внешняя воздушная, состоящая из резинового рукава 6; наконечник воздушного запуска 5; система сброса давления воздуха.

Электрооборудование (рис. 19, 20) служит для запуска двигателя ТА-6А, питания бортовой электрической сети ВС постоянным и переменным током, освещения, сигнализации, связи, контроля работы и управления двигателем установки. Сюда входят генераторы ГС- 12ТО, ГТ-40ПЧ6, БРН-208М-7А, механизм открытия и закрытия воздухозаборника МП-5И, механизм перемещения крышки выхлопной трубы УР-10, аккумуляторные батареи 12-САМ-55.

Коммутационная аппаратура (реле, контакторы), аппаратура защиты и регулирования (предохранители, резисторы, диоды, магнитные усилители) смонтированы в нескольких блоках: блоке-реле БР-6А, регулирования напряжения БРН-208М7А, защиты управления БЗУ-376, зарядки аккумуляторов БЗА-6. Панель стартера-генератора ПСГ-6, автоматическая панель запуска АПД-30А и другие размещены в кузове установки.

Особенности эксплуатации УВЗ. Установка должна быть размешена и заторможена ручным тормозом на площадке рядом с ВС на расстоянии, не превышающем длины рукава РВЗ. Последовательность развертывания установки следующая: установку надежно заземляют; расстегивают стяжные ремни крепления рукава РВЗ; снимают с лотка наконечник воздушного запуска с рукавом; наконечник воздушного запуска с рукавом подсоединяют к штуцеру запуска ВС, фиксируют стопором в рабочем положении; подсоединяют кабели СПУ и питания борта ВС (в зависимости от системы запуска ВС) к штепсельному разъему на панели выводов установки и штепсельному разъему борта ВС.

Перед началом пуска установки необходимо проверить отсутствие повреждений оборудования, состояние аккумуляторных батарей 12-САМ-55, исправность ламп световых табло пульта управления, работу электродистанционного управления крышкой выхлопной трубы и створками воздухозаборников, готовность к работе систем сигнализации о пожаре и противопожарной защиты.

Заправка установки топливом и маслом. Для заливки масла в бак двигателя ТА-6А нужно открыть боковую дверь отсека с оборудованием, снять крышку заправочной горловины и вставить в горловину воронку с сетчатым фильтром, через которую и залить масло По окончании заправки надо плотно закрыть заправочную горловину бака крышкой. Ведро и воронку перед установкой на место необходимо промыть бензином.

При заправке надо следить за тем, чтобы подача топлива из топливозаправщика была минимальной, исключающей его выплескивание из заливной горловины. При заправке необходимо следить, чтобы в топливный бак не попадали вода, снег и механические примеси. По окончании заправки нужно плотно закрыть заливную горловину и слить отстой из топливного фильтра 11ТФ30СТ и вспомогательную топливного бака. Если при открытии крана отстой топлива не сливается, то необходимо снять фильтр, разобрать его и промыть в чистом топливе. После слива топливную систему нужно прокачать через клапан топливного насоса-регулятора 892А, который установлен на двигателе ТА-6А.

Особенности эксплуатации двигателя ТА-6А. При расконсервации двигателя ТА-6А после неудавшегося пуска, при догорании топлива после останова двигателя, перед пуском при окружающей температуре воздуха —20 °С и ниже производится холодная прокрутка двигателя. Цикл холодной прокрутки длится (30±1) с. Работа двигателя на холостом ходу и режимах загрузки контролируется визуально по приборам и световым транспарантам.

В процессе пуска показания приборов должны быть следующими:

При включении генератора ГС-12ТО или ГТ40ПЧ6 показания приборов должны быть следующими:

Особенности эксплуатации установки в условиях низких температур. При температуре окружающего воздуха —30 °С и ниже разрешается перед пуском полностью охлажденного двигателя ТА-6А с неразжиженным маслом подогреть двигатель и маслосистему от аэродромного подогревателя с температурой воздуха на выходе не выше 100 °С. Время подогрева 30 мин. При этом горячий воздух подводится к маслобаку, маслонасосу, маслорадиатору и двигателю.

При длительных перерывах в работе и температуре окружающего воздуха ниже +5 °С аккумуляторные батареи снимают с установки и хранят в помещении с температурой выше +5 °С. Аккумуляторные батареи устанавливают на установку за 15...20 мин до начала работы и подключают к системе обогрева.

Для предотвращения разрядки аккумуляторных батарей 12-САМ-55 первый пуск холодного двигателя ТА-6А желательно производить от постороннего источника тока.

Эксплуатация установки УВЗ-2 ночью должна производиться при включенных аэронавигационных бортовых огнях и лампе поворотной фары ФР-100, которая должна освещать места работы при стыковке бортовых разъемов воздушного судна с установкой. Отсеки с оборудованием нужно освещать четырьмя плафонами ПТ 37-2. При осмотре агрегатов и узлов оборудования надо для освещения пользоваться переносной лампой.

Техническое обслуживание установки воздушного запуска УВЗ-2. Оно включает в себя ЕО, ТО-1, ТО-2, ТО-3 и ТО-4. Техническое обслуживание автомобиля УАЗ-452 и газотурбинного двигателя ТА 6А выполняется согласно соответствующим инструкциям по эксплуатации и техническому обслуживанию.

ЕО выполняют в начале и конце рабочей смены. При его проведении необходимо:

проверить внешнее состояние кабелей, состояние и крепление аккумуляторных батарей, рукава РВЗ и его соединений, исправность и готовность к работе пожарной системы, а также исправность ламп световых табло пульта управления; устранить при необходимости течь топлива и масла; дозаправить систему топливом и маслом, провести обслуживание двигателя ТА-6А согласно требованиям инструкции по эксплуатации;

ТО-1 выполняют только на вновь установленном двигателе ТА-6А после 5 ч его работы согласно инструкции по эксплуатации;

ТО-2 выполняют после каждых (25±5) ч работы двигателя ТА-6А в объеме ЕО. Обслуживание двигателя ТА-6А выполняют согласно инструкции. Дополнительно проверяют наконечник воздушного запуска и сливают отстой из вспомогательного топливного бака,

ТО-3 выполняют после каждых (50±5) ч работы двигателя ТА-6А в объеме требований ТО-2. Обслуживание двигателя ТА-6А выполняют согласно инструкции по эксплуатации. Дополнительно проверяют фильтр топливного насоса ПЦР1-Ш и при необходимости промывают в чистом топливе. Если снимался топливный насос, то проводят прокачку топливной системы. Согласно указаниям, нанесенным на баллоне огнетушителя ОУ-2, его взвешивают.

ТО-4 выполняется после каждых (100±10) ч работы двигателя ТА-6А в объеме требований ТО-3. Обслуживание двигателя ТА-6А выполняется согласно инструкции по эксплуатации.

Дополнительно проверяется фильтр ИТФ30СТ. После его промывки топливная система прокачивается. Пироголовка огнетушителя УБШ-2-1 проверяется на надежность вскрытия. Коллекторы пожарной системы продуваются чистым сжатым воздухом с точкой росы —50 °С. Продувка проводится сжатым воздухом под давлением 0,5 МПа. Проверяются наличие и правильность ведения технической документации, а также комплектность и исправность ЗИП.

Смотрите также