Самоходная площадка обслуживания СПО-15М

Для обеспечения доступа к высокорасположенным элементам конструкции самолета при их техническом обслуживании в аэропортах используют стремянки, телескопические лестницы, подъемные площадки.

При обслуживании агрегатов и узлов самолетов, расположенных на высоте до 16 м, а также при относительно частом перемещении обслуживающего персонала от одного узла к другому или между несколькими самолетами применяют автомобильные телескопические вышки или самоходные площадки обслуживания. Наибольшее распространение в настоящее время в аэропортах получили самоходные площадки обслуживания типа СПО-15М.

Назначение. Самоходная площадка обслуживания СПО-15М предназначена для обеспечения доступа к высокорасположенным частям самолета при подготовке к полету, проведении технического обслуживания и регламентных работ. СПО-15М осуществляет следующие операции: подъем и опускание на рабочих площадках двух операторов с инструментом и дополнительным грузом до 100 кг на высоту 16,2 м, подъем и опускание ручной лебедкой груза до 100 кг, поворот рабочих площадок вокруг оси колонны влево от походного положения на угол 350°. Базой СПО-15М служит шасси автомобиля Урал 375 (рис. 21).

Конструкция. Основной элемент СПО-15М — рабочие площадки, которые вместе с оператором перемещаются с помощью подъема или опускания стрел и поворота колонны вокруг вертикальной оси силовыми гидроцилиндрами. Управление движением стрел производится с верхнего пульта управления, расположенного в правой рабочей площадке, или с нижнего пульта управления, который в походном положении крепится в кабине автомобиля. В конструкции самоходной площадки предусмотрено автоматическое отключение гидросистемы при соприкосновении щупов предохранительных устройств рабочих площадок с каким-либо препятствием, а также предохранительное устройство, исключающее возможность столкновения нижней стрелы е кабиной автомобиля. Внутри стрел смонтирован механизм стабилизации рабочих площадок, который обеспечивает горизонтальное расположение пола рабочих площадок при любом положении стрел.

Механизм поворота (рис. 22) обеспечивает поворот колонны относительно сварной рамы влево на угол 350° от исходного положения. Поворотная колонна со стрелами и противовесом вращается с помощью гидроцилиндра поворота 3, роликов и уложенного на них троса. Механизм поворота установлен на колонне опорной рамы на двух опорах. Верхняя опора имеет упорный и радиальный подшипники качения, расположенные в корпусе. Внизу имеется радиальный подшипник скольжения, состоящий из пластмассовых полуколец, защищенных от попадания на них песка и пыли уплотнением.

Поворотная колонна снаружи имеет кронштейны, к которым крепятся: цилиндр поворота, ролики, противовес и тандеры поворотной платформы. В верхней части поворотной колонны установлена нижняя стрела 4. которая соединена с осью крепления стрелы 2. В середине колонны приварен кронштейн 7 крепления штока гидроцилиндра нижней стрелы.

Механизм стабилизации рабочих площадок (рис. 23) смонтирован внутри стрел и служит для удержания рабочих площадок в горизонтальном положении при любом положении стрел и исключения опрокидывания или раскачки их при работе. Механизм работает по принципу параллелограмма и устроен следующим образом. На оси подвески рабочих площадок жестко закреплена звездочка 11. Такая же звездочка 1 находится на оси, соединяющей верхнюю и нижнюю стрелу. Внутри верхней стрелы у нижнего ее конца установлены две направляющие звездочки. На звездочки надеваются цепи, которые соединяются между собой тросами и наконечниками. Внутри нижней стрелы проходят две тяги 6, правые концы которых соединены шарнирно через кронштейн с поворотной колонной. Левые концы тяг соединены шарнирно с фасонным фланцем звездочки /. Для натяжения тяг и регулировки их длины служат тандеры. Для натяжения тросов и цепей предусмотрен тандер 9.

Гидравлическая система СПО (рис. 24) залита гидросмесью АМГ-10 и имеет рабочее давление не более 16 МПа. Давление в линии нагнетания контролируется по манометру, установленному на колонне. Гидросистема обеспечивает независимую работу гидроцилиндров и установку самоходной площадки на аутригеры. Управление работой силовых цилиндров производится с пульта управления на рабочей площадке или нижнего пульта. Управление работой аутригеров осуществляется перепускными кранами на аутригерах и общим краном путем перевода рукоятки в положение «Уборка аутригеров и сброс давления из системы» или «Выпуск аутригеров и подача давления в систему». Общий кран установлен на постаменте приборной доски.

Устройство основных агрегатов. Насосы. Гидронасос 623К шестеренного типа служит для нагнетания гидросмеси в гидросистему самоходной площадки обслуживания. Насос имеет правое направление вращения, если смотреть со стороны привода. Он работает на частоте вращения 180—210 рад/с, максимальное давление 15,7 МПа. Масса сухого насоса 4 кг.

Ручной насос HP01/1 служит для подачи масла в линию нагнетания гидросистемы при выходе из строя основного гидронасоса Усилие на рукоятку при противодавлении 15,69 МПа — не более 176 Н.

Агрегат ГА-164М/1 (рис. 25) является сочетанием трехпозиционного электромагнитного крана и двустороннего гидравлического замка, снабженного термоклапанами. Агрегат предназначен для электрогидравлического переключения подачи рабочей жидкости в силовой цилиндр. Он обеспечивает двустороннее перемещение поршня силового цилиндра (запирает его в любом промежуточном положении) и предохраняет цилиндр от разрушения при термическом расширении рабочей жидкости. Трехпозиционные краны установлены по одному для каждого гидроцилиндра на вертикальной стенке балки противовеса.

При выключенных электромагнитах обе полости гидрозамка соединены со сливом, подача жидкости в полости цилиндра прекращена, шарики прижаты к седлам и полости цилиндра заперты. При включении левого электромагнита толкатель 1 электромагнита прижимает клапан 2 к гильзе 3, открывая доступ жидкости от насоса в левую полость гидрозамка Под действием давления левый шарик 6 гидрозамка отходит от седла, соединяя левую полость цилиндра с насосом.

Поршень 5 под действием давления отходит вправо и, упираясь в правый толкатель гидрозамка, отжимает правый шарик от седла, соединяя правую полость цилиндра со сливом. При включении правого электромагнита правая полость цилиндра соединяется с насосом, а левая со сливом Если при запертом замке давление в какой-либо полости цилиндра поднимается выше допустимого, то открывается термический клапан 4, перепуская часть жидкости в бак и выравнивая этим давление.

Электрооборудование самоходной площадки обеспечивает управление движением рабочих площадок, автоматическое отключение гидросистемы при подходе рабочих площадок к препятствию, аварийное отключение и включение движения рабочих площадок. Электрооборудование предназначено для освещения рабочих мест, контроля частоты вращения двигателя при включенном насосе и связи оператора, находящегося на рабочей площадке, с водителем в кабине или оператором на земле. Питание электрооборудования производится от системы автомобиля напряжением 12 В±10%.

Пульт управления (рис. 26) на лицевой стороне имеет: сигнальные лампы подачи напряжения и столкновения с препятствием 1, переключатели для включения движения рабочих площадок и изменения скорости движения. Кнопка 10 предназначена для перевода стрел из походного положения в рабочее или отвода рабочих площадок от препятствия.

Особенности эксплуатации СПО-15М. Приведение в действие гидравлических агрегатов осуществляется включением гидронасоса, который работает совместно с коробкой отбора мощности. Нормальная работа гидронасоса обеспечивается при частоте вращения двигателя базового автомобиля, соответствующей 70—80%. При этом давление в магистрали нагнетания должно быть 14,5—16 МПа.

Перед началом работы самоходная площадка обслуживания устанавливается на аутригеры. Установка на аутригеры осуществляется освобождением фиксирующих штырей, открытием перепускных кранов, установкой рукоятки общего крана в положение «Выпуск аутригеров и подача давления в систему».

После выхода аутригеров на полный ход перепускные краны на аутригерах закрывают.

Для уборки аутригеров необходимо: открыть перепускные краны на аутригерах; рукоятку общего крана перевести в положение «Уборка аутригеров и сброс давления из системы»; по достижении аутригерами верхнего положения закрыть перепускные краны на аутригерах; зафиксировать башмаки штырями.

При работе на мягком грунте прочностью менее 1,5 МПа перед установкой СПО-15М аутригеров на башмаки необходимо поставить опоры А96.

Подъем, поворот и опускание рабочих площадок. С нижнего пульта управления можно:складывать и раскладывать верхнюю стрелу; поднимать и опускать нижнюю стрелу; поворачивать платформу; изменять скорость движения. Переключатель на электрощите следует установить в положение «Нижний пульт».

Верхние стрелы относительно нижней можно раскладывать на угол 260°. Перевод верхней стрелы через мертвую точку в сторону препятствия не допускается. Поднимать нижнюю стрелу можно на угол (83+5) ° от горизонта.

Движение рабочих площадок прекращается установкой соответствующего переключателя в нейтральное положение.

Перемещать стрелы необходимо в следующем порядке: поднять верхнюю стрелу на высоту 2,5. .3 м, поднять нижнюю стрелу на высоту, при которой погаснет сигнальная лампа «Препятствие» (см. рис. 26); произвести поворот платформы или дальнейший подъем стрел.

При приведении стрел в походное положение нужно соблюдать обратный порядок. В начале подъема стрел от походного положения необходимо держать нажатой кнопку «Аварийное движение» 10 (см. рис. 26) до того, как погаснет сигнальная лампа 1 «Препятствие».

С верхнего пульта управления можно производить те же операции, что и с нижнего (как указано выше), а переключатель на электрощите перевести в положение «Верхний пульт».

Для связи операторов, находящихся на рабочих площадках, с водителем в кабине автомобиля или на земле около машины необходимо пользоваться переговорным устройством, состоящим из наушников и микрофона, которые уложены в отсеке пульта управления. Для переговоров необходимо включить переключатель «Связь» на электрощите, надеть наушники и вести переговоры, нажимая во время разговора кнопку на микрофоне. По окончании работы все переключатели на пульте управления АЗС и электрощитке следует поставить в положение «Выкл.».

Для предохранения операторов от падения с рабочих площадок предусмотрены предохранительные пояса. Надевать их нужно при входе на рабочую площадку. Цепь пояса закрепляется за верхний барьер рабочей площадки, а карабин цепи — за кольцо с левой стороны пояса. При выходе с рабочей площадки нужно пользоваться предохранительными тросами, прикладываемыми к поясам, так, чтобы карабин троса был пристегнут к ограждению рабочей площадки.

При столкновении с препятствием на пульте управления загорается сигнальная лампа «Препятствие». Для отвода рабочих площадок от препятствия необходимо: отпустить переключатель, который был включен при движении; нажать кнопку «Аварийное движение»; переключатель, который был включен ранее, перевести в противоположное положение, после того, как погаснет сигнальная лампа «Препятствие», отпустить кнопку «Аварийное движение».

Техническое обслуживание. При эксплуатации на самоходной площадке проводят ежедневное обслуживание ЕО, технические обслуживания ТО-1 через 1 мес эксплуатации, ТО-2 через 3 мес, ТО-3 через год эксплуатации и техническое освидетельствование. Перечисленные виды обслуживания проводятся при нормальных условиях эксплуатации самоходной площадки. При работе в неблагоприятных условиях (пыльном и влажном воздухе, при очень низких температурах и т. п.) сроки обслуживания могут быть сокращены.

ЕО проводится водителем самоходной площадки. Он очищает самоходную площадку и ее агрегаты от загрязнения, осматривает крепление рамы и постамента к раме автомобиля, крепления аутригеров, поворотной платформы и противовеса, осматривает тросовые системы механизма поворота и стрел, наличие масла в коробке передач автомобиля и коробке отбора мощности.

ТО-1, помимо операций ежедневного обслуживания, предусматривает: осмотр крепления трубопроводов, шлангов, электрожгутов, всех разъемных соединений гидросистемы и при выявлении подтеканий их устранение; осмотр болтовых соединений крепления коробки отбора мощности, гидронасосов датчика тахометра.

При ТО-1 осматривают гидро- и электросистему, проверяют их функционирование. В этот период производят регламентные работы в соответствии с паспортами и техническими описаниями на изделия ФР-11/4, МГ-250М и БЛ-47, проверяют герметичность гидросистемы и агрегатов.

ТО-2. Во время его проведения, кроме операций ТО-1, проводят подтягивание тросов, тросовой системы механизма поворота и тросовой системы стрел. Натяжение создают ключом с крутящим моментом 78,1 Н∙м. После подтягивания тросы промывают, смазывают легким слоем смазки УНЗ и подкрашивают в местах их выхода из заделок (ролики, траверсы и др. ) красной краской на длине 10 мм.

При ТО-3, помимо операций ТО-2, заменяют рукава высокого давления, сливают гидросмесь из гидробака, снимают гидробак и фильтр линии всасывания. Бак и фильтр промывают и устанавливают на место, заменяют гидросмесь в цилиндре подъема верхней и нижней стрелы, в цилиндре поворота, проводят поочередную промывку аутригеров. При окончании обслуживания гидросистемы и аутригеров в них заливают свежую гидросмесь АМГ-10.

Техническое освидетельствование. Оно проводится для обеспечения безопасной работы на СПО-15М. На техническое освидетельствование самоходная площадка предъявляется после выполнения ТО-3. Во время освидетельствования площадку осматривают, проверяют, подвергают статическому и динамическому испытаниям. При статическом испытании проверяют прочность площадки и отдельных ее элементов при нагрузке, составляющей 200 % эксплуатационной в течение 10 мин. После испытания не должно быть остаточных деформаций в стрелах и узлах. При динамическом испытании проверяют прочность и работоспособность площадки обслуживания при всевозможных положениях стрел и загрузки рабочих площадок грузом, составляющим 110 % эксплуатационной нагрузки.

Смотрите также