Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

Назначение. Он предназначен для запуска авиадвигателей по системе 24/48 В и плавного изменения напряжения от 0 до 70 В, а также питания электроаппаратуры самолетов на земле постоянным током напряжением 28,5 В и переменным однофаз

ным током напряжением 115 В и частотой 400 Гц.

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

Конструкция. Специальное оборудование электроагрегата смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и включает в себя генератор ПР-600×2 (ПР), двигатель ЯАЗ-М204Г (М), панель с приборами управления и контроля за работой специального оборудования, распределительное устройство, кабельную сеть, преобразователь ПО-6000 (ПО), аккумуляторные батареи 12-АСА-150 (рис. 1).

В зависимости от режимов работы выходные характеристики систем электроагрегата отличаются по своим параметрам (табл. 5).

Двигатель и генератор электроагрегата представляют собой единый блок, укрепленный на лонжеронах автомобиля ЗИЛ-130 в пяти точках на амортизаторах. Вращение от двигателя к генератору передается при помощи муфты, соединяющей маховик двигателя с валом генератора. Рама в задней части имеет стойки, на которых крепится радиатор электроагрегата.

Каркас с распределительным устройством смонтирован над генератором. Под капотом имеется стойка, на которой расположены преобразователь ПО-6000, трансформатор тока ТК-40П, два предохранителя ТП600. Панель с приборами управления расположена в кабине водителя.

Тахометр и счетчик наработки двигателя смонтированы в одном корпусе и установлены на кожухе электроагрегата у заднего смотрового окна кабины водителя. Доступ к специальному оборудованию осуществляется через две дверцы, расположенные справа и слева металлического капота, и одну заднюю.

Слева по ходу автомобиля, под крылом, рядом с кабиной расположен топливный бак двигателя базового шасси, а сзади топливный бак двигателя ЯАЗ-М204Г. Впереди капота, закрывающего специальное оборудование, расположен кожух, под которым установлены ящик ЗИП и канистры. Аккумуляторные батареи расположены в аккумуляторном ящике.

В рабочем положении при передвижении электроагрегата от объекта к объекту силовые кабели наматываются на кронштейны, укрепленные с обеих сторон СМ на крыльях. В транспортном положении силовые кабели укладываются внутрь кожуха.

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

На двигателе электроагрегата при помощи кронштейнов укреплены: контактор КПВ-605. служащий для разрыва силовой цепи в режиме «70 В»; устройство УА срочного останова двигателя при аварийном режиме работы электроагрегата : механизм перекрытия топлива М для дистанционного останова и пуска двигателя (рис 2) Выхлоп двигателя электроагрегата направлен вниз под поддон капота. Глушитель крепится на лонжероне базового шасси сзади электроагрегата.

Режимы работы. Электроагрегат допускает работу в двух режимах: «70 В» и «24/48 В».

Работа в режиме «24/48 В» (рис. 3). Питание потребителя осуществляется через два кабеля, которые присоединяются к фидерам 1 и 2. При этом используется переходной кабель с розеткой ШРАП-500 на конце.

При включении включателя SA6 реле КЗ срабатывает и обеспечивает подключение аккумуляторных батарей GБ1 к фидеру 1 через контактор К6, а батареи GБ2 — к фидеру 2 через контактор К8. Если напряжение генератора превышает напряжение аккумуляторов, то включается реле ДМР-600АМ. в цепи коллектора генератора Г1. Вместе с ним включается контактор К9 и своим контактом замыкает минусовую цепь на фидер 2 в цепи коллектора генератора Г2. На капоте загорается зеленая сигнальная лампа HL1. Такая коммутация обеспечивает включение коллекторов на фидер 1 и 2 параллельно с аккумуляторными батареями. При этом амперметры должны показывать зарядный ток. При необходимости может быть включен преобразователь ПО-6000 включателем SА3 на панели с приборами, о чем сигнализирует лампа HL6.

Обмотка возбуждения генератора до включения выключателя SA6 подключена к положительному контакту коллектора Г1 через нормально замкнутый контакт включателя К3, переключатель регулирования напряжения SA4 и реостат ручного регулирования или угольный регулятор напряжения РУГ-82.

Обслуживание потребителя и пуск двигателей производятся при автоматическом регулировании напряжения угольным регулятором РН-1. Установка напряжения производится выносным резистором RI 1 на панели с приборами управления электроагрегатом.

В положении переключателя SA4 «Автоматическое регулирование напряжения» последовательно с шунтовой обмоткой возбуждения (ОВ) включаются угольный столб регулятора напряжения РУГ-82 (рис. 4) и реостат настройки регулятора R2, который обеспечивает согласование параметров угольного столба и генератора. Установка напряжения производится изменением сопротивления реостата R11.

Для повышения устойчивости работы генератора последовательно с обмоткой параллельной работы L4 (см. рис. 4) включен блок конденсаторов БК. который состоит из трех конденсаторов типа К50-ЗБ емкостью 1000 мкФ. Для сглаживания экстремальных токов параллельно обмотке возбуждения ОВ включен кремниевый вентиль VD типа ВКД10-1А.

Выносной резистор RII предназначен для регулирования напряжения, которое может изменяться в течение срока службы регулятора. Регулировка производится путем изменения сопротивления реостата, включенного последовательно с рабочей обмоткой регулятора. С увеличением сопротивления реостата уровень регулируемого напряжения увеличивается, и наоборот.

Работа в режиме "«70 В». Питание потребителя при работе электроагрегата в режиме «70 В» осуществляется через два кабеля: 24 В — от аккумуляторных

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

батарей через кабель, подсоединенный к фидеру 1 и оканчивающийся розеткой ШРАП-500; стартеров - через кабель, подсоединенный к фидеру 2, возрастающим во время запуска до 70 В напряжением от генератора. При этом используется переходный кабель с розеткой ШРА-800-10.

При включении станции выключателем SA6 питание (см. рис. 3) от аккумуляторной батареи GБ1 подается на потребитель через розетку ШРА-800-10 и подготавливает схему потребителя для запуска.

Перемычка, установленная на ответной части розетки ШРА-800-10, шунтирует реле КЗ, которое остается невключенным. Остаются также невключенными реле К2 и К5. К обмотке возбуждения генератора подключаются резисторы R3 и R4, суммарное сопротивление которых больше критического. При этом генератор не возбуждается, хотя двигатель и работает. Напряжение на каждом коллекторе

1...2 В

На фидер 1 подается напряжение 24 В от трех аккумуляторных батарей. Реле КI включено на коллектор 2, но нс срабатывает, так как напряжение на нем ниже напряжения включения реле (6...8 В).

Работа перечисленных агрегатов обеспечивает подготовку системы к пуску двигателей потребителя в режиме «70 В». О готовности к работе сигнализируют транспарант «Режим 70 В» на панели с приборами и красная сигнальная лампа на капоте.

Сигнал с самолета к началу пуска подается через розетку ШРА-800-10. Поступление сигнала обеспечивает реле К5 (включается через нормально замкнутые контакты реле К4), которое подготавливает цепи для включения реле К4 и К2. Напряжение с гнезда 3 разъема подается на гнездо 4, и на потребителе включаются контакторы в цепи стартеров. Контактор К11 включается и обеспечивает коммутацию иа фидере 2 напряжения с двух последовательно включенных коллекторов генератора. Резисторы R3 и R4 в цепи обмотки возбуждения шунтируются замыкающими контактами реле К1 и размыкающими контактами реле К5.

Участок АБ графика запуска авиадвигателей в режиме «70 В» (рис. 5) соответствует интенсивному самовозбуждению генератора. За 1...1,5 с сила тока возрастает с 0 до 1500 А. При возрастании напряжения на коллекторе до 6..8 В срабатывает реле К1 (точка Б) и в цепи обмотки возбуждения генератора включаются резисторы R3 и R4, почти выключая обмотку возбуждения (см. рис. 3)

Продолжение возбуждения обеспечивается за счет сериесной обмотки генератора. При раскрутке стартеров напряжение возрастает, а ток уменьшается по нагрузочной характеристике серийного генератора (участок БВГ, рис. 5).

При возрастании напряжения иа коллекторе до 19 В срабатывает реле К2 (точка Г, рис. 5), шунтируя резистор R4 Напряжение продолжает возрастать, а ток уменьшается по нагрузочной характеристике компаундности генератора (участок ДЕ).

Сигналом к окончанию запуска является снятие напряжения с розетки ШРА-800-10. При этом реле К5 и К2 (см. рис. 3), а также контактор К11 отключаются, разрывая силовую цепь. В шунтовую обмотку вновь вводятся оба резистора R3 и R4, и напряжение падает до 1...2 В. Контакторы потребителя отключаются после разрыва цепи контактором К11.

Параметры электроагрегата при работе контролируются по электроизмерительным приборам, расположенным иа пульте управления.

Устройство основных систем электроагрегата. Силовая установка состоит из дизеля ЯАЗ-М204Г со всеми системами. Управление двигателем осуществляется с помощью электрических устройств, коммутируемых в цепи двигателя ЯАЗ-М204Г.

Пуск двигателя производится электрическим стартером СТ-26, представляющим собой сериесный электродвигатель последовательного возбуждения, питаемый током батареи и имеющий автоматически включаемое сцепление с маховиком двигателя.

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

При нажатии кнопки стартера SB1 (см. рис. 2) срабатывает реле стартера КМ, замыкается контакт, включая обмотки реле стартера, которые сначала вводят в зацепление шестерню стартера и маховик двигателя. При наличии зацепления обмотка реле стартера, последовательно включенная со стартером, шунтируется, а другая работает параллельно со стартером, поддерживая контакты замкнутыми до тех пор, пока не будет отпущена кнопка стартера. Пуск двигателя при температурах окружающего воздуха 5...—40 °С производится при помощи стартера с применением электрофакельного подогревателя.

Подача или перекрытие топлива к форсункам двигателя осуществляется механизмом перекрытия топлива М, который включается при помощи переключателя (SR) 2ППН-45-К.

Аварийный останов двигателя производится устройством СУ-1-24ВН (УА) путем нажатия на кнопку SB2. Контроль за давлением масла в двигателе осуществляется датчиком ММ6-А (SP), который при отклонении давления от нормы включает сигнальную лампу HL10.

Цепь дифференциально-минимального реле. Для подключения и отключения генераторов на различных режимах работы используется цепь реле ДМР-600АМ. Это реле обеспечивает включение коллектора и отключение генератора при появлении обратного тока.

Основными элементами цепи реле ДМР-600АМ являются контактор, дифференциальное управляющее реле, коммутационное реле и реле напряжения. Реле ДМР-600АМ включает генератор при напряжении не выше 20 В на каждом коллекторе при наличии в цепи нагрузки сопротивления не выше 100 Ом, для чего в схеме предусмотрен резистор R5 (см. рис. 3).

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

При обратном токе не более 200 А реле ДМР-600АМ отключает генератор от сети Цепь реле ДМР-600АМ также отключает цепь обмотки генератора, если напряжение на коллекторе ниже напряжения аккумуляторной батареи, Коммутационное реле типа ТКЕ-21 ОВ не допускает срабатывания контактора при обратной полярности генератора.

Аккумуляторные батареи. Электроагрегат снабжен тремя группами аккумуляторных батарей 12 АСА-150 (рис. 6).

Проверка степени заряженности батарей GБ1, GБ2 и GБ3 (см. рис. 3) осуществляется при включении их на разрядные резисторы R7 и R8, которые при замыкании кнопки SB1 включаются контактором К12.

Аккумуляторные батареи считаются заряженными, если при токе разряда (50±10) А напряжение на них составляет не менее 26,2 В. Разрядные резисторы при проверке аккумуляторных батарей следует включать на время не более 5... 10 с.

Генератор ПР-600×2 представляет собой двухколлекторную машину постоянного тока со смешанным возбуждением и аксиальной самовентиляцией (рис. 7).

На четырех основных полюсах 1 (рис. 7) расположены катушки параллельной и последовательной обмоток возбуждения, а на четырех дополнительных полюсах 2—вспомогательные катушки. Общая обмотка возбуждения и две независимые обмотки якоря соединяются соответственно с первым и вторым коллекторами.

Обмотки катушек основных полюсов соединены между собой последовательно. Их концы выведены на выводную панель 4 с обозначениями +Ш1 и - Ш2. Концы обмоток двух противоположно расположенных дополнительных полюсов подсоединены соответственно к минусовому и плюсовому кольцам коллектора. Другие концы этих обмоток, соединяясь с последовательной катушкой соседнего главного полюса, выведены соответственно на панель 3 к зажимам - Я1 и + Я1, а концы обмоток двух других дополнительных полюсов — к зажимам —Я2 и + Я2. Их вторые концы соединены с последовательными обмотками соседних главных полюсов и присоединяются соответственно к минусовым и плюсовым кольцам второго коллектора.

На панели 4 смонтированы два вывода: +10 соединен с плюсовым кольцом первого коллектора, а —50 с минусовым кольцом второго коллектора. Эти выводы предназначены для подключения аппаратуры автоматического регулирования тока к обмоткам дополнительных полюсов и последовательной обмотке 70 В. Обмотка якоря уложена в открытых пазах и закреплена в них проволочными бандажами.

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

Преобразователь ПО-6000 служит для преобразования постоянного тока генератора ПР-600Х2 в однофазный переменный ток частотой 400 Гц.

Преобразователь ПО-6000 представляет собой агрегат защищенного исполнения с самовентиляцией и состоит из электродвигателя постоянного тока и одно-

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

фазного синхронного генератора, заключенных в общий корпус, коробки управлення, монтируемой в корпусе преобразователя, агрегатов и деталей, входящих в распределительное устройство (табл. 6).

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

Подключение преобразователя к генератору осуществляется включателем SA3 (см. рис. 3) при работе электроагрегата в режиме «24/48 В». Нормально разомкнутые контакты реле КЗ. соединенные последовательно с включателем SA3, ие допускают работу преобразователя в режиме «70 В». При включении включателя SA3 загорается сигнальная лампа HL6. Регулирование напряжения осуществляется регулятором напряжения Р-27ВТ и реостатом регулировки напряжения R1O. Для предохранения генератора преобразователя от тока короткого замыкания и перегрузок в цепь нагрузки преобразователя включаются предохранители F5 и F6 на 60 А. Преобразователь работает совместно с угольным регулятором напряжения Р-27ВТ и реостатом регулировки уровня напряжения.

Электродвигатель преобразователя выполнен шестиполюсным со смешанным возбуждением тремя дополнительными полюсами. Синхронный генератор преобразователя имеет шесть неподвижных полюсов и вращающийся ротор с двумя контактными кольцами для отвода переменного тока. Стабилизация напряжения и частоты осуществляется автоматически с помощью магнитных усилителей: управления обмотки угольного регулятора напряжения и питания шунтовой обмотки возбуждения электродвигателя. На валу преобразователя установлен центробежный переключатель, отключающий преобразователь при увеличении скорости вращения выше определенного предела.

Для понижения уровня вне создаваемых преобразователем помех радиоприему в коробке управления установлен фильтр снижения помех Кабельная сеть электроагрегата включает комплект кабелей и переходные устройства (табл. 7).

Особенности эксплуатации. Подготовка электроагрегата к работе заключается в осмотре и опробовании его агрегатов. При этом проверяется состояние аккумуляторных батарей, коллекторов и щеток генератора, электроразъемов, надежность клеммных соединений, сопротивление изоляции; наличие запасных частей, инструмента, принадлежностей и расходных материалов; зарядка аккумуляторных батарей.

Затем контролируются наличие топлива в баке и отсутствие течи в местах подсоединений топливопроводов топливной системы; наличие воды в радиаторе, исправность его, отсутствие течи в сальниках водяного насоса, в местах соединений шлангов и патрубков и спускном кране водяной системы; наружное крепление выхлопной трубы и глушителя. Масломерной линейкой измеряется уровень масла в картере.

Пуску электроагрегата предшествуют подготовительные работы, которые заключаются в присоединении кабелей к потребителю в соответствии с режимом запуска; в установке переключателя регулятора напряжения в положение «Ручное», а ручки регулировки напряжения в сторону «Ниже»; во включении датчика уровня топлива и температуры воды. Перед включением требуемого режима «24/48 В» или «70 В» и подсоединением кабелей необходимо снять дугогасительную камеру контактора, укрепленного на двигателе электроагрегата.

Агрегат передвижной авиационный АПА-35-2МУ

Для обеспечения работы в режиме «24/48 В» один кабель с розеткой ШРАП-500 подсоединяют к фидеру 1, второй кабель, на конце которого розетка ШРАП-500, к фидеру 2.

Для работы в режиме «70 В» кабель с розеткой ШРАП-500 подсоединяют к филеру 1. Со второго кабеля снимают переходник с розеткой ШРАП-500, и освободившийся конец скрепляют болтами с переходным кабелем, на конце которого розетка ШРА-800-10, после чего второй кабель подсоединяется к фидеру 2.

При свертывании электроагрегата из рабочего положения в походное после останова двигателя ручки переключателя топлива устанавливают в положение «Откл.», отключают приборы, перекрывают кран топливопровода и укладывают кабель в транспортное положение

Техническое обслуживание. По видам и периодичности техническое обслуживание электроагрегата АПА-35-2МУ подразделяется на ежедневное, еженедельное, ежеквартальное и сезонное.

Ежедневное обслуживание (ЕО) заключается в осмотре и проверке технического состояния базового шасси и спецоборудования электроагрегата перед выездом его на линию, в процессе использования и после возвращения на место стоянки.

Ежеквартальное обслуживание проводится 1 раз в 3 мес и, помимо работ, производимых при ЕО, включает удаление пыли и грязи с агрегатов электрооборудования проверку состояния контактов реле, контакторов и другой аппаратуры, а также проверку сопротивления электрической изоляции систем спецоборудования.

Сезонное обслуживание (СО) проводится 2 раза в год при переходе на летний и зимний периоды эксплуатации Помимо работ, проводимых при ежеквартальном ГО данный вид включает проверку систем электрооборудования на функционирование. Результаты проверки записываются в журнал учета регламентных работ.

 

Смотрите также