Аэродромный передвижной электроагрегат АПА-5

Назначение. Он предназначен для одиночного и группового электростартерного запуска авиационных двигателей, питания бортовой электроаппаратуры в наземных условиях и буксировки самолетов.

Специальное оборудование АПА обеспечивает его работу в различных режимах (табл. 8).

Конструкция. Специальное рабочее и вспомогательное оборудование электроагрегата смонтировано на шасси автомобиля Урал-375Б. Двигатель автомобиля является источником механической энергии, которая преобразуется генераторами в электрическую. Передача крутящего момента от двигателя автомобиля к генераторам электроагрегата (Г) осуществляется через коробку дополнительного отбора мощности (КОМ) с помощью карданного вала раздаточной коробки (РК) (рис. 8).

Базовый двигатель имеет дополнительный патрубок с двумя каналами и дроссельными заслонками, установленными между всасывающим патрубком и карбюратором. Конструкция и размеры каналов и заслонок дополнительного патрубка аналогичны имеющимся на карбюраторе автомобиля Урал-375Б.

В кабине водителя установлен на четырех амортизаторах пульт управления с блоками электрооборудования. Блоки радиооборудования размещены на задней стенке кабины и под сиденьем. В кабине имеются рычаги управления дроссельной заслонкой и раздаточной коробкой, а также регулятор частоты преобразователя.

На переднем буфере базового шасси установлено переднее буксировочное устройство, предназначенное для буксировки ВС.

Агрегаты привода генераторов электроагрегата включают карданный вал, раздаточную коробку, привод управления раздаточной коробкой. Раздаточная коробка в сборе с генератором ПР-600×2 образует жесткую несущую систему. Привод генераторов Г30 60 осуществляется от соответствующих валов раздаточной коробки с помощью резиновых крестовидных сухарей, выполняющих одновременно роль изоляторов электрического тока.

Генератор ГТ40ПЧ6 (ГТ60ПЧ8АТВ) крепится к раздаточной коробке с помощью двух полухомутов, стягиваемых болтами. При этом шлицевой хвостовик вала генератора входит в шлицевое соединение вала раздаточной коробки.

Обдув генератора ГТ40ПЧ6 (ГТ60ПЧ8АТВ) осуществляется вентилятором ДВ-1КМ, который крепится к патрубку, соединяющему корпус генератора и вентилятор. Соосно генератору ПР-600Х2 к раздаточной коробке крепится датчик тахометра ДТ-5М, который привадится во вращение от того же вала, что и генератор.

Корпус раздаточной коробки представляет собой цельную конструкцию, отлитую из стали или чугуна. Все валы коробки установлены на шарикоподшипниках в стаканах обработанных отверстий корпуса. Для выхода паров, образующихся при работе раздаточной коробки, используется сапун.

Масляная ванна изолирована от внешней среды поддонами и крышками, а в местах выхода валов крышками с самоподусиленными резиновыми уплотнениями (сальниками). Масляный насос получает вращение от ведущего вала и создает давление, необходимое для подачи масла в разные точки раздаточной коробки, откуда оно попадает на зубья шестерен и другие внутренние детали коробки. Вал привода насоса соединен с ведущим валом шариковой муфтой. Маслонасос засасывает масло из масляной ванны через масляный фильтр и всасывающую трубу. Последняя подсоединяется к крышкам поддона и маслонасоса с помощью накидных гаек.

Остальные трубы крепятся к корпусу и маслораспределителю с помощью штуцеров. Отдельные штуцера имеют калиброванные отверстия и установлены в точках смазки.

Управление раздаточной коробкой осуществляется из кабины водителя посредством системы тяг и рычагов. Подсоединение тяг привода управления к штоку переключения раздаточной коробки и к рычагу управления производится с помощью пальцев. Усилие, сообщаемое водителем рычагу управления, через шток переключения обеспечивает перемещение муфты и включение передачи якоря генератора ГТ40ПЧ6.

Генератор ПР 600×2 является источником электрической энергии постоянного тока электроагрегата. Его энергия используется для запуска авиадвигателей, проверки электро- и радиоаппаратуры ВС, питания преобразователя тока и подзарядки аккумуляторных батарей

В качестве тахогенератора и генератора-усилителя, используемых в схеме автоматического управления электроагрегата, применяются доработанные тракторные генераторы Г30 6В. Они с помощью изоляционных втулок укреплены на подставках, которые установлены на раздаточной коробке электроагрегата.

Частота переменного тока, вырабатываемого генераторами, поддерживается в требуемых пределах автоматически с помощью блока стабилизации частоты (БСЧ), который обеспечивает:

для генератора СГО-8 — стабилизацию частоты 400 и 600 Гц при применении мощности нагрузки от 0 до 4,6 кВ∙А и изменении питающего напряжения постоянного тока в пределах (28,5±2,0) В.

для генераторов ГТ40ПЧ6 или ГТ60ПЧ8АТВ — стабилизацию частоты 400 Гц при изменении мощности нагрузки от 0 до 40 кВ ∙А.

Автоматическое поддержание напряжения генератора переменного тока ГТ40ПЧ6 (ГТ60ПЧ8АТВ) в заданных пределах при изменении нагрузки в рабочем диапазоне обеспечивается блоком регулирования напряжения (БРН) типа БРН-208М7А, который установлен в кузове электроагрегата над генератором ПР-600×2.

Защиту системы трехфазного переменного тока от повышения и понижения напряжения и частоты, короткого замыкания в генераторе и его фидере обеспечивает блок защиты и управления (БЗУ) типа БЗУ-376СБ.

Подача горючей смеси в двигатель электроагрегата регулируется автоматически в зависимости от потребляемой мощности при работе двигателя на генератор. Регулировка осуществляется установкой электромагнитных регуляторов. Установка монтируется на двигателе базового шасси.

Преобразование постоянного тока в однофазный переменный ток напряжением 120 В фиксированных частот 400 Гц. 600 Гц и плавно регулируемой частоты в диапазоне 400...900 Гц обеспечивается электромашинным преобразователем (ЭМП). Последний представляет собой установку, состоящую из электродвигателя, редуктора, синхронного трехфазного генератора переменного тока с независимым возбуждением, электрических устройств регулирования частоты переменного тока и напряжения, агрегатов системы охлаждения и коммутационной арматуры. ЭМП смонтирован на раме, установленной в токовом отсеке электроагрегата.

Управление и контроль рабочих параметров электроагрегата осуществляются с помощью электроаппаратуры и контрольно-измерительных приборов, установленных на пульте управления. Последний расположен в правой части панели кабины водителя и установлен на амортизаторах.

Коммутационная арматура электроагрегата выполнена в виде отдельных блоков и включает в себя:

блок контакторов, предназначенный для переключения силовых цепей электроагрегата. Он установлен в левом заднем углу кузова;

блок реле, в котором размещены сопротивление, предохранители и другие электрические элементы. Он расположен на специальном каркасе в переднем правом углу кузова;

блок диодов, который включает полупроводниковые диоды, трансформаторы тока, реле и т. п. Он расположен в левой передней части кузова;

блок сопротивлений, включающий резисторы и реостаты. Он находится в кузове под блоком трансформаторов и угольных регуляторов,

контактор типа КПВ-605, предназначенный для коммутации силовой цепи и цепей управления в режиме «Запуск 70 В»;

блок трансформаторов и угольных регуляторов, служащий для размещения угольных регуляторов напряжения, тока и стабилизирующих трансформаторов. Он расположен в кузове над генератором ПР-600×2;

блок группового запуска, предназначенный для подключения к электроагрегату кабелей при групповом запуске и обслуживании потребителей постоянным током, а также для переключения в процессе запуска с 24 В на 48 В каждого потребителя. Блок установлен в задней части электроагрегата;

блок трехфазного переменного тока, служащий для подключения к электро-агрегату кабелей при групповом обслуживании потребителей трех- и однофазным переменным током и для размещения понижающих трансформаторов, контакторов, блока трансформаторов тока и т. п. Он расположен в задней части электроагрегата под блоком группового запуска;

панель питания постоянным током, которая служит для подключения к электроагрегату кабелей питания потребителей и переключения режимов работы электро-агрегата. Она расположена в задней части электроагрегата;

радиооборудование, предназначенное для обеспечения служебной связи в пределах аэродрома.

Для удобства работы при запуске авиадвигателей и обслуживании ВС электроагрегат оборудован устройствами (правое, левое) для подачи и укладки кабелей. Каждое из них состоит из консольной поворотной стрелы, установленной в задней левой и правой частях электроагрегата.

Основные узлы и блоки электроагрегата смонтированы на раме, представляющей собой металлическую сварную конструкцию, изготовленную из профильного и листового стального проката. Рама крепится к лонжеронам базового шасси посредством хомутов и специальных кронштейнов с болтами.

К передним частям рамы и боковым отсекам электроагрегата пятью болтами крепится кузов, представляющий собой металлическую сварную конструкцию, изготовленную из углового и листового стального проката. Окузовка электроагрегата также представляет собой съемную конструкцию, изготовленную из профильного и листового стального проката. Она крепится болтами к раме электроагрегата через резиновую уплотняющую прокладку. Для обеспечения доступа к генератору ПР-600×2 и блокам электроагрегата боковые отсеки имеют четыре боковых и две задних двери с резиновыми уплотнениями.

Аккумуляторные батареи типа 12-АСА-145 установлены в отсеке рамы электроагрегата на специальной выдвижной платформе.

Принцип работы. Работа электроагрегата заключается в преобразовании генераторами механической энергии карбюраторного двигателя базового шасси в электрическую энергию и распределении ее потребителям бортовых систем ВС.

Источником электрической энергии постоянного тока является двухколлекторный генератор постоянного тока смешанного возбуждения типа ПР-600×2. Кроме генератора, имеются две аккумуляторные батареи типа 12-АСА-145.

Источником электрической энергии переменного тока служит трехфазный восьмиполюсный синхронный бесщеточный генератор типа ГТ40ПЧ6 или ГТ60ПЧ8АТВ с встроенным возбудителем переменного тока и блоком вращающихся выпрямителей.

Источником однофазного переменного тока является электромашинный преобразователь. Понижение напряжения с 208 В (400 Гц) до 37 В (400 Гц) осуществляется двумя силовыми трансформаторами типа Т-1,5/0,2.

В зависимости от режима работы электроагрегата и технических данных потребителя питание постоянным током может осуществляться либо по кабелям от фидеров I и II, либо по кабелям от блока группового запуска, либо от зажимов панели питания постоянным током, а переменным током — по кабелям от панели питания переменным током, либо от блока трехфазного переменного тока.

Режимы работы. В режиме «Запуск 24/48 В» обеспечиваются питание бортсети самолета напряжением 28,5 В и запуск двигателей по системе 24/48 В.

Питание потребителя в данном режиме осуществляется через зажимы кабелей ФИД1 и ФИД2, оканчивающихся розетками штепсельных разъемов ШРАП-500.

На первой ступени «24 В» запуска двигателей коллекторы генератора и аккумуляторные батареи включаются параллельно (рис. 9, о) через бортовую сеть самолета. Переключение на вторую ступень запуска «48 В» двигателей осуществляется на борту самолета. При этом коллекторы генератора включаются последовательно (рис. 9, а). а аккумуляторные батареи остаются включенными параллельно соответствующему коллектору.

Система автоматического управления в данном режиме позволяет, повышать скорость приводного двигателя с ростом нагрузки генератора при плавном и резком ее повышении; повышать напряжение генератора постоянного тока с ростом тока нагрузки до 1,5IНОМ; поддерживать постоянную мощность нагрузки при превышении указанного значения силы тока за счет автоматического понижения напряжения генератора, чем исключается перегрузка приводного двигателя электроагрегата.

Изменение тока нагрузки от 0 до1,5IНОМ при возрастающем напряжении не приводит к перегрузке приводного двигателя, что позволяет повысить скорость двигателя за счет автоматического увеличения подачи топлива.

При повышении тока нагрузки генератора ПР-600×2 свыше 1,2I с помощью электромагнитного регулятора обеспечивается максимальная подача топлива в двигатель. Для исключения перегрузки приводного двигателя используется автоматическое управление возбуждением генератора, которое обеспечивает необходимое понижение напряжения генератора ПР 600×2.

При токах нагрузки 0...1,5IНОМ повышение напряжения генератора происходит независимо от частоты его вращения с помощью угольного регулятора напряжения (РУН). Угольный столбик РУН включен последовательно в цепь обмотки возбуждения генератора, а обмотка параллельной работы подключена к участку силовой цепи генератора Падение напряжения на участке силовой цепи обеспечивает положительную обратную связь по току нагрузки. Автоматическое регулирование напряжения генератора ПР-600×2 осуществляется по замкнутой схеме: генератор обмотка регулятора РУН — угольный столбик РУН обмотка возбуждения генератора ПР-600×2—генератор.

Режим «Бортсеть 24 В» В данном режиме обеспечиваются одиночное и групповое питание потребителей напряжением 28,5 В, одиночный и групповой запуск авиадвигателей по системе 24 В Питание бортсети и запуск авиадвигателей осуществляются с помощью кабелей фидер 1 и фидер 2, оканчивающихся розетками штепсельных разъемов ШРАП-500.

Коммутация электрических цепей обеспечивается таким образом, что оба коллектора генератора ПР-600×2 и обе аккумуляторные батареи оказываются включенными параллельно. Управление нагрузочным режимом элсктроагрегата осуществляется аналогично режиму работы «Запуск 24/48 В».

Режим «Групповой запуск». В этом режиме обеспечивается одиночное и групповое питание потребителей бортовой сети напряжением 28,5 В, а также одиночный и групповой запуск авиадвигателей по системе 24/48 В.

Питание потребителей производится по кабелям, подключенным к вилкам штепсельных разъемов ШРА-250 на блоке группового запуска.

Коммутация электрических цепей обеспечивает последовательное соединение коллекторов Я1 и Я2 генератора. Конструкцией электроагрегата предусмотрены подача сигнала потребителю на отключение бортовых источников питания и подача сигнала с внешней цепи на управление режимом запуска авиадвигателей. Для полного использования мощности приводного двигателя электроагрегата на первой и второй ступенях запуска авиадвигателей формируют вольтамперные характеристики коллекторов Я1 и Я2 в зависимости от их коммутации (рис. 10).

Режим «Запуск 70 В». В данном режиме обеспечивается запуск авиационных двигателей, имеющих систему запуска с плавным увеличением напряжения до 70 В. Питание аппаратуры потребителя постоянным током напряжением 24 В производится от параллельно соединенных аккумуляторных батарей электроагрегата через кабель с разъемом ШРАП-500, присоединенный к фидеру I.

Питание потребителей при запуске осуществляется от генератора через переходный кабель с разъемом ШРА-800-10 ВК. подсоединенный к фидеру 2. Коллекторы Я1 и Я2 генератора ПР 600×2 включаются последовательно по команде с борта ВС (рис. 11).

Системой реле и контакторов по сигналу с борта о начале запуска обеспечивается коммутация электрических цепей автоматического управления электроагрегатом. Так как предусмотрена пониженная частота вращения коленчатого вала базового двигателя и, следовательно, генератора, в начале запуска «70 В» происходит начальное возбуждение генератора небольшим током аккумуляторной батареи. Переход с независимого подвозбуждения на самовозбуждение происходит автоматически по мере повышения напряжения генератора.

Система автоматического управления обеспечивает повышение нагрузки при водного двигателя с ростом мощности нагрузки генератора. Регулирование подачи топлива производится аналогично режиму «Запуск 24/48 В», однако в связи с относительно малым изменением тока нагрузки при запуске и изменением напряжения от 2 до 70 В подача топлива увеличивается в зависимости от роста напряжения генератора. Это обеспечивается за счет понижения напряжения генератора-усилителя с увеличением напряжения основного генератора ПР-600×2. т. е. с ростом мощности нагрузки.

Режим «Бортсеть от генератора трехфазного тока». В данном режиме обеспечивается питание в наземных условиях бортовой электроаппаратуры ВС трехфазным переменным током напряжением 208 В, частотой 400 Гц.

Источником трехфазного переменного тока является синхронный генератор ГТ40ПЧ6 или ГТ60ПЧ8АТВ. Выход генератора соединен с двумя разъемами типа ШРАП-400-Зф, через которые он подключается к потребителю. Работа на данном режиме возможна только при одновременном включении одного из режимов «Запуск 24/48 В», «Бортсеть 24 В» или «Групповой запуск». Для стабилизации частоты в схеме предусмотрен блок стабилизации частоты (БСЧ) трехфазного переменного тока. Стабилизация частоты обеспечивается поддержанием на требуемом уровне частоты вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания за счет регулирования подачи топлива в двигатель электромагнитным регулятором. Отклонение частоты от заданного уровня воспринимается измерительным органом БСЧ, вырабатывающим управляющий сигнал, который усиливается усилителем мощности и обеспечивает управление исполнительным органом — обмоткой напряжения электромагнитного регулятора подачи топлива.

БСЧ питается фазным напряжением 120 В системы трехфазного переменного тока и постоянным током 28,5 В.

Контроль напряжения и частоты, а также наличие короткого замыкания и отключение генератора в этом случае осуществляются блоком защиты и управления (БЗУ). Питание БЗУ осуществляется переменным током частоты 400 Гц от сети трехфазного переменного тока, переменным током частоты 800 Гц от подвозбудителя генератора и постоянным током от сети постоянного тока.

Постоянство напряжения обеспечивается блоком регулирования напряжения БРН.

Режим «Бортсеть от преобразователя». В данном режиме обеспечивается питание в наземных условиях электроаппаратуры ВС переменным током напряжением 120 В фиксированных частот 400, 600 и плавно регулируемой частоты от 400 до 800 Гц.

В электроагрегате применен электромагнитный преобразователь (ЭМП), в котором источником питания является трехфазный генератор переменного тока с независимым возбуждением типа СГО-8. Приводным двигателем ЭМП служит генератор постоянного тока ГС-12Т. Передача вращения от генератора, работающего в двигательном режиме, ротору генератора осуществляется через редуктор с передаточным числом 1,366. Выход генератора СГО-8 связан с четырьмя разъемами ШРА-200лк.

Контроль и поддержание постоянства напряжения осуществляются регулятором напряжения (PH) за счет изменения тока возбуждения генератора. Аналогично изменяется частота вращения вала приводного двигателя ЭМП, что дает возможность регулировать частоту однофазного переменного тока.

Частота может регулироваться вручную («плавающая частота») и с помощью блока стабилизации частоты БСЧ («стабильная частота 400 Гц» и «стабильная частота 600 Гц»), Отклонение частоты от заданного значения воспринимается измерительным органом БСЧ. Выработанный сигнал усиливается усилителем мощности и воздействует на исполнительный орган — шунтовую обмотку электродвигателя ГС-12Т, что обеспечивает стабилизацию частоты однофазного переменного тока.

Наличие в схеме блокирующих устройств (контакторов) обеспечивает включение преобразователя только в режимах «Запуск 24/48 В», «Бортсеть 24 В» и «Групповой запуск».

Устройство основных агрегатов. Генератор ПР-600×2 является источником электрической энергии постоянного тока электроагрегата.

Генератор Г30 6В. На электроагрегате используются доработанные тракторные генераторы переменного тока Г30 6В. Они представляют собой бесконтактную трехфазную одноименно полюсовую индукторную электрическую машину с двусторонним электромагнитным возбуждением (рис. 12).

Статор генератора — шихтованный из электротехнической стали. Он имеет 9 выступов, на которые надеты катушки трехфазной обмотки из провода ПЭВ-2 диаметром 1,5 мм. Каждая катушка фазы имеет 18 витков. Соединение катушек в фазе последовательное. Фазы соединены в треугольник. Концы фаз выведены через отверстия в крышках на клеммы и имеют маркировку А, Б и В.

Ротор генератора — шестилучевая звездочка, шихтованная из электротехнической стали. Вал вращается в шарикоподшипниках закрытой конструкции, размещенных в крышках и требующих смазки в процессе эксплуатации.

Крышки генератора — штампованные. В них размешены обмотки возбуждения, выполненные из провода ПЭВ-2 диаметром 0,62 мм и имеющие по 800 витков каждая. Обмотки возбуждения намотаны на стальные втулки. Концы обмоток соединены с корпусом генератора, а начала — между собой и выведены на клемму, имеющую маркировку «ш». На цилиндрической части крышек имеются отверстия для слива конденсата и попавшей в генератор воды.

Блок стабилизации частоты (БСЧ) состоит из двух магнитных усилителей МУ-1 и МУ-2, дросселя, трансформатора, панелей диодов с диодами типа Д232А или Д215А и Д204 или Д232Б, панелей конденсаторов и сопротивлений. Указанные элементы смонтированы в едином блоке. Сверху монтажная панель закрывается крышкой с отверстиями для охлаждения элементов циркулирующим воздухом. Подключение БСЧ к электрическим системам электроагрегата осуществляется через штепсельный разъем ШРГ40П16ЭШ2, установленный на боковой стенке блока.

Магнитный усилитель МУ 1 (рис. 13, а) представляет собой катушку, имеющую две рабочие обмотки W1 и W2 с выведенной средней точкой и две обмотки управления W3 иW4, установленные на сердечники, набранные из штампованных Ф-образных пластин из пермаллоя марки 079 НМ.

Магнитный усилитель МУ-2 имеет два тороидальных сердечника, навитых из холоднокатаной электротехнической стали марки Э350 шириной 20 и толщиной 0,08 мм. Две рабочие обмотки \W1 охватывают каждый из сердечников, обмотка управления W2 и обмотка сечения W3 охватывают одновременно оба сердечника (рис. 13, б).

Сердечник дросселя набран из штампованных пластин электротехнической стали марки Э-42 толщиной 0,35 мм. Индуктивность дросселя регулируется двумя магнитными шунтами, представляющими собой пластины электротехнической стали Э-42 с прорезями. Перемещением магнитных шунтов регулируется воздушный зазор сердечника и, следовательно, индуктивность дросселя. Катушка дросселя намотана проводом ПЭТВ диаметром 0,18 мм и имеет 90 витков в первичной обмотке и 2500 витков во вторичной. Сопротивление обмоток соответственно 5,4 и 192 Ом.

Трансформатор БСЧ имеет сердечник, набранный из штампованных пластин, изготовленных из электротехнической стали марки Э-42 толщиной 0,35 мм. Первичная обмотка трансформатора имеет 64 витка провода ПЭТВ диаметром 2,26 мм. Сопротивление обмотки составляет 0,06 Ом. Две вторичные обмотки имеют 96 и 16 витков, намотанных проводами ПЭТВ диаметром 2,26 мм и ПЭЛШО диаметром 0,44 мм соответственно. Сопротивление обмоток 0,11 и 0,5 Ом.

Блок регулирования напряжения (БРН). В электроагрегате применяется стандартный блок регулирования напряжения типа БРН-208М7А.

Блок защиты и управления (БЗУ). На электроагрегате установлен стандартный блок БЗУ-376 СБ

Срабатывание БЗУ осуществляется при следующих отклонениях параметров системы трехфазного переменного тока напряжением 208 В: при повышении напряжения до (225±5) В с выдержкой 0,4..0.7 с; при понижении напряжения до (180±5) В с выдержкой (4±0,6) с; при коротких замыканиях внутри генератора и его фидере без выдержки времени; при понижении частоты до 380...372 Гц с выдержкой (6±0,9) с; при повышении частоты до 420...428 Гц с выдержкой (6+0,9) с.

Регулятор РК-2Г представляет собой электромагнитное устройство, обеспечивающее преобразование магнитного потока, возникающего между статором и ротором регулятора за счет тока нагрузки и напряжения на обмотках, в угловое перемещение рычага управления. Статор регулятора состоит из трех стальных колец. Внутри среднего кольца размещена обмотка напряжения, намотанная в виде кольцевой катушки из медного провода, и токовая обмотка, наложенная поверх обмотки напряжения и представляющая собой один виток из медной шины.

По токовой обмотке проходит большая часть тока генератора. При этом создаваемый магнитный поток направлен против магнитного потока, индуцируемого током обмотки напряжения. Регулировка тока, проходящего через токовые обмотки, осуществляется с помощью набора шунтирующих перемычек.

На электроагрегате применено два совместно действующих электромагнитных регулятора РК-2Г. Токовые обмотки регуляторов включены последовательно в цепь каждого коллектора генератора, а обмотки напряжения параллельно. Рычаги регуляторов соединены между собой тягой и совместно действуют на дроссельные заслонки дополнительного патрубка карбюратора Технические характеристики регулятора приведены в табл. 9.

Электромагнитный преобразователь (ЭМП). В качестве электродвигателя ЭМП применен генератор постоянного тока ГС-12Т мощностью 12 кВт при напряжении 30 В. Изменение частоты вращения вала генератора ГС-12Т и подвод крутящего момента к валу генератора СГО-8 осуществляются с помощью повышающего регулятора, имеющего передаточное число 1,365. Корпус редуктора отлит из стали. По торцам корпус имеет отработанные фланцы, в отверстия которых устанавливаются генераторы. Основным элементом ЭМП является синхронный трехфазный генератор переменного тока с независимым возбуждением СГО 8.

Частота переменного тока регулируется с помощью регулятора РЗВ-21А путем изменения частоты вращения электродвигателя ГС-12Т.

Поддержание в заданных пределах напряжения генератора СГО-8 при изменении его нагрузки и скорости вращения осуществляется автоматически регулятором напряжения типа PH-400 Б. Это угольный регулятор реостатного типа с плавным изменением сопротивления угольного столба. Совместно с РН-400 Б поддерживается напряжение генератора переменного тока СГО-8 в заданных пределах с помощью блока стабилизации напряжения. БСН (рис. 14) состоит из выпрямительного моста БД, выполненного на четырех диодах Д-226А, переменного резистора R26 типа ППЗ-11 сопротивлением 100 Ом, R25 сопротивлением 330 Ом, специального резистора R27 сопротивлением 723 Ом, выполненного из медной проволоки. Нагрузкой выпрямительного моста БД является обмотка регулятора РН-400 Б Всякое отклонение напряжения переменного тока от заданного уровня приводит к соответствующему изменению тока в обмотке угольного регулятора РН-400 Б, к изменению сопротивления угольного столба и автоматическому поддержанию напряжения переменного тока на заданном уровне.

Особенности эксплуатации электроагрегата АПА-5. Электроагрегат устанавливается вблизи обслуживаемого ВС таким образом, чтобы обеспечить наибольшую безопасность в процессе обслуживания Электрические системы электроагрегата заземляются.

Рычаги управления ручным тормозом устанавливаются во включенное положение, а сцепления — в выключенное.
Рычаги управления раздаточной коробкой и коробкой передач автомобиля должны быть установлены в нейтральное положение. Двигатель работает на малой частоте.

Все люки, имеющие надпись «Открыто при работе агрегата», должны быть открыты.

В соответствии с требуемым режимом работы должна быть установлена перемычка на панели питания постоянным током.
Режим «Запуск 24/48 В». Стрелы устройств подачи кабелей устанавливаются в рабочее положение н фиксируются фиксаторами. Подключение электроагрегата к потребителю осуществляется с помощью кабелей филер 1 и фидер 2.

Рычаг управления коробкой передач устанавливается в положение четвертой передачи, обеспечивая включение приводов генераторов.

С помощью педали газа осуществляется полное открытие дроссельной заслонки. В этом положении она фиксируется защелкой.

Повышение напряжения генератора при повышении частоты его вращения контролируется по вольтметру (переключатель вольтметра устанавливается в положение «ГСН».

При напряжении 8...10 В на пульте управления должен загораться транспарант «Нормальная работа ТГ и У». При напряжении около 25...27 В включается ДМР, о чем сигнализирует транспарант «ДМР включен». При подготовке электроагрегата к работе загораются транспарант «Запуск 24/28 Вольт» и зеленая лампа на крыше кабины. Наличие зарядного тока контролируется по амперметру «Ток аккумуляторов».

После подготовки электроагрегата к работе подключают кабели электроагрегата с розетками ШРАП-500 к ответным частям потребителя. Для запуска авиадвигателей в данном режиме включают тумблер нагрузки. Следует учитывать, что питание бортсети через один разъем ШРАП-500 фидера 2 не допускается.

Режим «Бортсеть 24 В». Отличие в подготовке электроагрегата для работы в данном режиме от предыдущего заключается в установке перемычки ПР1 в другое положение. Транспарант «Бортсеть 24 В» загорается сразу же после включения переключателей «Агрегат» и «Нагрузка», однако запуск авиадвигателей можно производить только после включения ДМР.

Потребитель может подключаться к электроагрегату посредством кабелей фидер 1 и фидер 2 (с разъемами ШРАП-500) или специальным кабелем от зажимов на панели постоянного тока.
Режим «Групповой запуск». К потребителям электроагрегат подключается с помощью кабелей с розетками ШРА-250М. Одновременно в запуске могут участвовать два самолета. Последовательность подготовки электроагрегата и работа в указанном режиме аналогичны предыдущим. Однако следует учитывать, что питание потребителей в режиме «Групповой запуск» через кабели со штепсельными разъемами ШРАП-500 запрещается.

Режим «Бортсеть от аккумуляторных батарей». Данный режим аналогичен режиму «Бортсеть 24 В», но осуществляется при неработающем генераторе Подготовка электроагрегата для работы в рассматриваемом режиме заключается в установке перемычки ПР1 в соответствующее положение. При включении переключателей «Агрегат» и «Нагрузка» загораются транспарант «Агрегат включен», две красные сигнальные лампочки «Корпус», транспарант «Бортсеть 24 В» и транспарант «Нагрузка включена».

Нагрузка, питаемая в данном режиме от аккумуляторных батарей, не должна превышать 100 А. Для исключения чрезмерного разряда аккумуляторных батарей продолжительность работы электроагрегата в данном режиме не должна превышать 0,5 ч.

Режим «Ручное регулирование напряжения». Положение перемычки ПР1 в данном режиме не имеет значения. Запрещается включать выключатель «Агрегат». Работа генератора ПР-600×2 в этом режиме осуществляется аналогично. Следует учитывать, что дросселирующий магнитный регулятор ДМР в данном режиме нс используется.

Требуемое напряжение устанавливается реостатом «Установка напряжения при ручной регулировке» и контролируется по вольтметру в положении «Ген». Значение тока коллектора при этом не должно превышать 60 А.

Потребитель в этом режиме подключается к зажимам «+Фид 2» и «—Ген» на панели постоянного тока. Включение электроагрегата при работе на потребитель осуществляется переключением «Нагрузка».

Режим «Запуск 70 В». Подготовка кабелей к подключению заключается в соединении переходника для режима «Запуск 70 В» с розеткой ШРАП-500 кабеля фидер 2 и розетки кабеля управления с ответной частью на панели питания постоянным током электроагрегата. Перемычка ПР1 устанавливается в соответствующее положение для данного режима.

При включении переключателя «Агрегат» загораются транспарант «Агрегат включен», две красные сигнальные лампочки «Корпус», транспарант «Запуск 70 В» и левая (по ходу машины) красная лампочка на крыше кабины. Последовательность включения трансмиссии на привод генератора аналогична режиму «Запуск 24/48 В». Контролируемое напряжение генератора при фиксируемом положении педали газа должно быть не более 2...3 В. Кабели фидер 1 (с розеткой ШРАП-500) и фидер 2 (с переходником на ШРА-800-10вк) подключают к ответным разъемам на потребителе и включают переключатель «Нагрузка».

Режим «Бортсеть от генератора трехфазного тока». Включение генератора трехфазного переменного тока осуществляется рычагом переключения, устанавливаемым в положение «Вкл.» и фиксируемым накидной планкой. Перемычка ПР1 устанавливается в одно из следующих положений: «Запуск 24/48 В», «Бортсеть 24 В» или «Групповой запуск».

Кабели питания потребителей подключают к блоку трехфазного переменного тока. При питании потребителей трехфазным переменным током напряжением 208 В розетка ШРАП-400-3 дополняется кабелем с переходником. Конец переходника с розеткой ШРА-200 подключается к потребителю.

При питании потребителей трехфазным переменным током напряжением 37 В кабели питания одним концом подключаются к блоку трехфазного переменного тока (ШР36), а другим к потребителю.

При питании потребителей постоянным током напряжением 28,5 В и однофазным переменным током напряжением 120 В кабель потребителя подключается к колодке штепсельного разъема ШР28 на блоке трехфазного переменного тока.

Включение переключателей «Агрегат» и «Нагрузка» контролируется по загоранию соответствующих транспарантов. После загорания транспаранта «ДМР включен» (срабатывание ДМР) включают переключатель «Питание трехфазным переменным током». При отклонении напряжения и частоты на зажимах генератора от заданных пределов загорается сигнальная лампа «Отклонение частоты».

Для питания потребителей включают соответствующие переключатели нагрузки «Нагрузка Зф 208 В», «Нагрузка Зф 37 В» и «Нагрузка 28,5 В 1ф 120 В».

Режим  «Бортсеть однофазного переменного тока 120 В». Питание потребителей осуществляется при условии работы электроагрегата на режиме «Бортсеть от генератора трехфазного тока» . При этом напряжение трехфазного тока устанавливается с помощью регулятора на блоке БРН-208М7А равным 206 В. Кабель питания с разъемом ШРА-200 подключается к панели питания переменным током электроагрегата.

Источник однофазного переменного тока 120 В начинает работать с включением выключателей «Нагрузка 1ф~ током, канал 1 канал 2».

Техническое обслуживание электроагрегата. Оно проводится по наработке спецоборудования.

По видам и периодичности техническое обслуживание проводится в следующие сроки, ежедневное (ЕО) в конце рабочего дня; первое техническое обслуживание (ТО-1) —через 50...60 ч работы основного спецоборудования, второе техническое обслуживание (ТО-2) — через каждые 210.. 260 ч работы основного спецоборудования электроагрегата; сезонное обслуживание (СО) — 2 раза в год при подготовке электроагрегата к летней или зимней эксплуатации.

Ежедневное техническое обслуживание заключается в очистке оборудования электроагрегата от пыли и грязи, проверке общего состояния силовых щитов, кабелей, штепсельных разъемов, степени зарядки аккумуляторов, контроле надежности крепления основных агрегатов спецоборудования. Техническое обслуживание установки привода генераторов проводится через 25 ч его работы.

Первое техническое обслуживание (ТОН) включает все работы ЕО и контроль технического состояния аккумуляторных батарей, сопротивления изоляции электроагрегата относительно корпуса в холодном и горячем состоянии, частоты вращения генератора ПР-600×2, стабильности поддержания электрических параметров на различных режимах работы, исправности сигнализации, коммутационной аппаратуры, деталей и узлов генератора и преобразователя.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает все работы, предусмотренные предыдущим ТО. При этом дополнительно проверяют состояние всего электрооборудования, комплектность ЗИП, выполняют работы по обслуживанию базового шасси электроагрегата в объеме ТО-2 для автомобиля Урал-375, смазывают агрегаты.

Сезонное обслуживание (СО) проводят в объеме ТО-2. При СО дополнительных к ТО-2 заменяют смазку и охлаждающую жидкость в соответствии с сезоном (летним или зимним), заменяют электролит в аккумуляторных батареях, поверяют шкальные приборы, проводят частичную или полную покраску отдельных узлов оборудования и облицовки. О проведении технического обслуживания делается запись в формуляре.

 

Смотрите также