Показатели эксплуатации

Показатели эксплуатации СМ и методика их расчета позволяют: давать обоснованное заключение о качестве разработки и изготовления СМ, об их приемлемости к конкретным условиям эксплуатации; осуществлять анализ и контроль технического состояния СМ и принимать решения относительно их дальнейшего использования, технического обслуживания и ремонта; делать выводы об эффективности обслуживания ВС спецмашинами, интенсивности их использования в технологических процессах; оценивать качество технического обслуживания, ремонта и хранения СМ; накапливать информацию для обоснования рекомендаций по оптимизации системы планово-предупредительных обслуживаний и ремонтов СМ.

Определение значений показателей эксплуатации проводится на основе данных статистического учета использования, технического обслуживания, ремонта и хранения СМ и их технических характеристик. При этом под эксплуатацией понимается вся послепроизводственная стадия существования СМ, включающая использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт, хранение и транспортирование.

Номенклатура показателей эксплуатации СМ. Она устанавливает перечень наименований количественных характеристик для оценки различных процессов их эксплуатации.

Номенклатура основных показателей эксплуатации определяется с учетом: назначения и условий эксплуатации СМ; задач управления эксплуатацией СМ; требований к показателям эксплуатации, установленных нормативно-технической документацией.

Структурно номенклатура показателей эксплуатации СМ состоит из эксплуатационно-технических и технико-экономических показателей надежности и эффективности эксплуатации.

Эксплуатационно-технические показатели. Эксплуатационная производительность СМ — количество продукции, вырабатываемой за определенный период, с учетом возможных потерь рабочего времени.

При определении эксплуатационной производительности учитывают необходимые перерывы конструктивно-технического (пуск, смазка, заправка, устранение отказа и т. п.) и технологического характера (подготовка рабочего места, передвижение к объекту обслуживания, нерабочие периоды и т. п.).

Эксплуатационная производительность СМ за смену.

Пример. Определить эксплуатационную производительность топливозаправщика ТЗ-22 по следующим данным: ПT= 120000 л/ч; Ки.в=0,8; tсм=8 ч.

На основании формулы (1.13) ПT=0,8-120000*8= 768000 л/смену.

Расход топлива характеризует затраты топлива для обеспечения работы СМ в определенный период времени (в 1 ч, смену) (табл. 3).

Расход топлива

При эксплуатации СМ в течение смены с запланированным коэффициентом использования во времени Ки..в коэффициент использования двигателя по времени принимают Кt=1 для дизельных двигателей и Кtи.в для карбюраторных. Средний коэффициент использования мощности двигателя

Для дизельных и карбюраторных двигателей KNep принимается от 0,25 (при работе двигателя на холостом ходу) до 1 (при выполнении операций с полной нагрузкой двигателя).

Пример. Определить расход топлива дизельным двигателем СМ в течение смены при условии ее полной загрузки по следующим данным: t= 8.0 ч; Кt= 1; N=100 Вт; KNep=0,6.

Для дизельных двигателей мощностью 100 Вт:

По формуле (1.13) расход топлива за смену W=8 •1 • 100 [0,07+ (0,20 - 0,07)0,8] = 118,4 кг.

Коэффициент использования во времени — показатель, определяющий интенсивность использования СМ в реальном технологическом процессе обслуживания ВС.

Он представляет собой отношение фактической продолжительности рабочего времени одной среднесписочной СМ к продолжительности рабочего времени, установленной режимом по плану. Показатель рассчитывается по данным суточного графика полетов ВС, исходя из которого устанавливается потребная продолжительность рабочего времени для каждого типа СМ в отдельности.

Коэффициент использования СМ во времени

Пример. Определить коэффициент использования СМ во времени, если число самолетов, обслуживаемых топливозаправщиками ТЗ-22 в сутки, составляет и=25, планируемое время заправки, включая технологические переезды и вспомогательные операции, не превышает t≤40 мин.

Аэропорт располагает N=4 топливозаправщиками. Один топливозаправщик находится на восстановлении по причине отказа. Суточная наработка остальных топливозаправщиков соответственно tрф1=8; tрф2=5; tрф3=7.

По формуле (1.16) Ки.в= (8+5+7)/(4 • 25 • 40/60) = 0,3.

Трудоемкость технического обслуживания СМ характеризуется средней удельной суммарной трудоемкостью технического обслуживания. Она представляет собой математическое ожидание суммарных трудозатрат на проведение технического обслуживания СМ за определенный период эксплуатации, измеряется в человеко-часах и зависит от свойств СМ, уровня организации обслуживания применяемых средств механизации, квалификации обслуживающего персонала и т. п.

Средняя суммарная трудоемкость технического обслуживания за назначенный период

Удельная суммарная трудоемкость технического обслуживания (ТО)—отношение средней суммарной трудоемкости технического обслуживания к математическому ожиданию суммарной наработки СМ за определенный период эксплуатации

Оценка приспособленности СМ к техническому обслуживанию должна проводиться не менее чем за период ее работы, соответствующий полному циклу технического обслуживания всех видов. Таким периодом может быть год эксплуатации, в течение которого проводятся два сезонных технических обслуживания и соответствующие технические обслуживания по формам ТО-1, ТО-2 и т. д.

Пример. Определить среднюю и удельную суммарные наработки, если трудоемкость технического обслуживания спецоборудования АПА 35-2МУ по видам: SЕО= 1,9 чел-ч, STO-1 = 7,8 чел-ч;  STO-2=26,1 чел-ч.

Наработка СМ по месяцам: tР1= 81,7; tр2= 72,3; tр3= 98 ч; tр4= 116 ч; tр5= 126 ч;  tр6= 133 ч; tр7= 112 ч;  tр8= 132 ч; tр9= 93 ч; tр10= 47 ч;  tр11= 86 ч; tр12= 58 ч.

Периодичность технического обслуживания:

TTO-1= 100 ч; TTO-2= 400 ч ; TСTO - 2 раза в год в объеме ТО-2.

Анализ годовой наработки АПА-35-2МУ показывает, что сезонное ТО целесообразно совместить с ТО-2, на этот же период приходится по одному ТО-1. Таким образом. LTO-2= 2;   LTO-1= 9;  LFO= 365 - 11 = 354.

По формуле (1.17) Sсум= 354 • 1,9+9 • 7,8 + 26,1 • 2=795 чел-ч.

По формуле (1.18) удельная суммарная трудоемкость технического обслуживания S=795/(81,7+72,3+98+116+126+133+112+132+93+47+86+58) =0,688. Технико-экономические показатели. Капитальные затраты на СМ представляют собой действующие (для эксплуатируемых СМ) и специально рассчитанные (для проектируемых СМ) цены, учитывающие серийность выпуска, технологию производства и режимы эксплуатации, предлагаемые в перспективе.

Капитальные затраты на СМ для обслуживания ВС

В настоящее время затраты на СМ для обслуживания ВС в ряде случаев включаются в капитальные вложения по подвижному составу воздушного транспорта на приобретение ВС.

Приведенные затраты — интегральный комплексный показатель эффективности эксплуатации СМ, выражающий их полезность и учитывающий эффективность их в сфере использования и затраты в сфере производства и эксплуатации.

Приведенные затраты
Эксплуатационные затраты на СМ состоят из расходов на основную и дополнительную заработную плату и отчислений на социальное страхование водителей, горюче-смазочные и другие эксплуатационные материалы, износ н ремонт автомобильных шин, техническое обслуживание и ремонт СМ. а также накладных расходов и амортизационных отчислений.

Эксплуатационные затраты на СМ состоят из расходов на основную и дополнительную заработную плату и отчислений на социальное страхование водителей, горюче-смазочные и другие эксплуатационные материалы, износ н ремонт автомобильных шин, техническое обслуживание и ремонт СМ. а также накладных расходов и амортизационных отчислений.

Эксплуатационные затраты на СМ рассчитываются по нормативным данным отраслевых указаний и методик.

Смотрите также