Эксплуатация АНТ

Эксплуатация авиационной наземной техники (АНТ) определяется периодом времени, на протяжении которого осуществляются разработка, изготовление, обращение, применение по назначению и утилизации спецмашины (СМ). Она включает ряд процессов: использование СМ по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Отличительная особенность эксплуатации АНТ — использование или ожидание использования СМ по назначению. Эти процессы определяют эффективность работы СМ. Она зависит от качества и надежности работы СМ, заложенных в конструкцию в процессе проектирования и реализованных при их изготовлении. Условия эксплуатации, в которых используются СМ, влияют на режимы работы агрегатов и систем. Это приводит к изменению параметров технического состояния, определяющих качество и надежность СМ.

Для поддержания требуемого уровня надежности и качества применяется комплекс технических, экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих исправное состояние СМ при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов. Такой комплекс называется технической эксплуатацией.

Условия эксплуатации. Интенсивность изменения параметров технического состояния СМ во многом определяется внешними условиями эксплуатации. При эксплуатации СМ аэропортов различают дорожные условия, условия использования или производственные, природно-климатические и сезонные. В настоящее время не имеется единой классификации условий эксплуатации СМ, что затрудняет создание научных методов нормирования, планирования и управления эксплуатацией авиационной наземной техники.

Сложность конструкции СМ, их многообразие, специфика использования, форма учета ресурса (в километрах пробега для базовых шасси и моточасах для спецоборудования) затрудняют разработку единого критерия для оценки условий эксплуатации СМ.

В основу классификации условий эксплуатации положена средняя техническая скорость автотранспортных средств, от которой зависит большинство показателей надежности их агрегатов и систем.

Оценка условий эксплуатации по изменению средних технических скоростей дает возможность учитывать различные условия работы транспортных средств. Так. условия эксплуатации при хорошем состоянии покрытия дороги во время сильного снегопада или гололеда отнесены к третьей категории условий эксплуатации. Однако такие категории не могут быть однозначно приняты для СМ аэропортов, так как в них не учтены режимы работы СМ, интенсивность их использования, климатические условия, дорожный фактор аэродрома.

При разработке условий эксплуатации СМ необходимо учитывать: коэффициент использования мощности агрегатов спецоборудования; интенсивность обслуживания воздушных судов (ВС); показатель нагруженности агрегатов спецоборудования; дорожные и климатические условия аэропортов, сезонность использования и др.

Дорожные условия аэропортов. Они являются одним из основных факторов, определяющих условия эксплуатации СМ. Аэропорты располагают обширной сетью подъездных дорог и путей, тип и качество которых различны в различных классах аэропортов. Внутри аэропорта дороги различают в зависимости от назначения и качества дорожного покрытия. По назначению их подразделяют на подъездные и внутриаэропортовые. Подъездные дороги соединяют территорию аэродрома с дорогами общей сети государственного или местного значения, используемой для сообщения с городом. Внутриаэропортовые дороги предназначены для организации движения по территории аэропорта и для подъезда транспортных машин и СМ к зданиям, сооружениям и отдельным объектам аэропорта. В свою очередь, подъездные и вспомогательные дороги подразделяют на главные (основные) и вспомогательные. Главная подъездная дорога аэропорта связывает общегосударственную дорогу с аэропортом (аэровокзалом) и обеспечивает доставку в аэропорт пассажиров, почты и грузов различного назначения.

Вспомогательные подъездные дороги предназначены для связи аэропорта с отдельными объектами, расположенными на обособленных участках.

Основные внутриаэропортовые дороги соединяют главную подъездную дорогу с грузовым складом, складом ГСМ, авиационно-технической базой (АТБ) и службой спецавтотранспорта (ССТ). Вспомогательные внутриаэропортовые дороги служат для соединения с основными внутриаэропортовыми дорргами остальных зданий и сооружений служебно-технической территории, а также связи отдельных объектов аэропорта между собой (ССТ перрон, перрон —склад ГСМ, ССТ — АТБ и др ).

В зависимости от класса аэропорта и числа дорог (подъездные, внутриаэропортовые, основные, вспомогательные) дороги аэропортов имеют различное качество дорожных покрытий и габаритные размеры. Автомобильные дороги в зависимости от ширины проезжей части, типа покрытия, радиусов закругления, класса аэропорта делятся на категории (табл. 1).

В аэропортах гражданской авиации имеется пять категорий дорог (табл. 2), однако большая часть их относится к III категории. Качество (материал) дорожных покрытий основной фактор, определяющий эксплуатационные свойства дороги. В аэропортах гражданской авиации наиболее широкое применение нашли следующие виды покрытий (материалы) цементобетонные (монолитные, сборные); щебеночные и гравийные; щебеночные из известковых каменных материалов и шлаков, грунтовые.

Климатические условия аэропортов. Основная особенность эксплуатации СМ продолжительная работа под открытым небом, хранение длительное время на необорудованных стоянках под открытым небом. Эта особенность определяет необходимость учета климатических факторов при определении условий эксплуатации.

Климатические условия эксплуатации СМ определяются рядом атмосферно-климатических параметров, оказывающих существенное влияние на использование СМ по назначению, ремонтно-профилактические воздействия и хранение. Они характеризуются: температурой окружающей среды, влажностью воздуха; солнечной радиацией; атмосферным давлением, атмосферной пылью, включая снежную пыль; осадками, туманами, в том числе соляными; инеем. Влияние климатических условий обусловливается прежде всего воздействием низких и высоких температур.

Температура оказывает существенное влияние на изменение физико-химических характеристик конструкционных материалов. Температурный параметр характеризуется: среднесуточной температурой окружающего воздуха; абсолютными максимумом и минимумом температур в течение суток; среднемесячной температурой. Абсолютные экстремальные значения температур, средние их значения, значение среднемесячной температуры определяются статистической обработкой данных многолетних метеорологических наблюдений.

Влажностный параметр климатических условий фактора характеризуется: абсолютной и относительной влажностью воздуха, экспериментальными значениями абсолютной и относительной влажности воздуха.

Относительная влажность воздуха оказывает существенное влияние на коррозионную активность окружающей среды. В аэропортах северных и южных приморских районов высокая влажность вызывает интенсивное развитие атмосферной коррозии деталей СМ. Совместное воздействие коррозии и нагрузок снижает предел выносливости металлов, прочность и пластичность металлических деталей, увеличивает трение между движущимися деталями агрегатов СМ и способствует их быстрому разрушению.

Атмосферное давление - количественная и качественная характеристика погодных условий. Учет атмосферного давления позволяет оценить условия эксплуатации СМ в аэропортах горных районов, их отличие от работы агрегатов СМ в стандартных атмосферных условиях.

Действие солнечной радиации заключается в повышении температуры узлов и деталей СМ, подвергнутых воздействию солнечных лучей. Этот факт имеет важное значение при эксплуатации СМ в аэропортах жаркой зоны (аэропорты Ашхабад, Ташкент, Душанбе, Фрунзе и др.).

Одна из главных причин износа агрегатов СМ — атмосферная пыль. В подавляющем большинстве случаев пыль попадает на детали из окружающей среды. Этому в значительной степени способствует воздействие на покрытие ВПП реактивной струи двигателей летательных аппаратов.

Количество пыли в воздухе, ее физико-химические особенности значительно влияют на долговечность работы агрегатов СМ, вызывают интенсивный износ основных агрегатов двигателей и спецоборудования машин. При эксплуатации СМ в условиях значительной запыленности необходимы дополнительные устройства для очистки воздуха от пыли.

Районирование. Аэропорты гражданской авиации районированы по климатическим признакам.

Выделяют несколько природно-климатических районов очень холодного; холодного, умеренно холодного; умеренно теплого, умеренно теплого влажного; теплого влажного, жаркого сухого; очень жаркого сухого, умеренного, включая районы с высокой агрессивностью окружающей среды.

Производственные условия. Условия использования СМ являются основными, определяющими конкретные особенности их работы на данном авиапредприятии. Они зависят от класса аэропорта, парка ВС, которые подлежат техническому или коммерческому обслуживанию данной СМ, от состояния аэродрома.

Производственные условия характеризуются следующими основными параметрами: эксплуатационным режимом работы СМ; режимом работы СМ по времени; эффективностью и качеством технического обслуживания и текущего ремонта; профессиональной подготовкой водителей, условиями хранения СМ.

Эксплуатационный режим работы определяется скоростным, нагрузочным и температурным режимами агрегатов, узлов и деталей СМ. Характерная особенность эксплуатации СМ — низкие скорости движения. Так, скорость движения СМ по перрону и местам стоянок ВС ограничена до 20 км/ч, при подъезде к самолету до 5 км/ч, а в остальных зонах аэродрома должна составлять 40 км/ч. Эти скорости и определяют режим работы СМ.

Нагрузочный режим определяется удельными нагрузками и давлениями, возникающими в агрегатах и узлах СМ в процессе их работы. На долговечность агрегатов СМ особенно влияют цикличность эксплуатационных нагрузок и усталостная прочность деталей. Число циклов нагружения агрегатов СМ и интенсивность их использования (наработка спецоборудования) взаимосвязаны.

Циклический характер нагружения деталей агрегатов СМ и спецоборудования во многом зависит от условий взаимодействия деталей. Так, уровень цикличности нагрузок в системе привода рулевого управления СМ зависит от скорости их движения. Однако основным параметром, определяющим циклический характер нагружения деталей агрегатов СМ, является нагрузочный режим, который зависит от условий эксплуатации.

Температурный режим работы узлов и агрегатов СМ характеризует среднюю температуру за цикл или за определенный период времени при заданном скоростном и нагрузочном режимах. Внутренний температурный режим агрегата в большинстве случаев зависит от температуры окружающей среды. Перегрев агрегатов СМ вызывает понижение вязкости масла, деформацию деталей, срыв масляной пленки, что ведет к повышенному износу деталей.

Температурный режим характеризуется средними температурными условиями, в которых работает агрегат, и локальными температурами, возникающими в сопряжениях в связи с концентрацией нагрузок. Например, в соединениях деталей локальные температуры (температурные вспышки) являются причиной появления задиров и схватывания.

Повышенный износ агрегатов СМ, эксплуатирующихся в условиях холодного климата, связан с прокачиваемостью масла, своевременностью его поступления к поверхности трения и созданием прочной масляной пленки. При низких температурах воздуха изменяются физико-химические свойства смазочных масел, вследствие чего ухудшаются условия смазки и понижается сопротивляемость материала пластическим деформациям и хрупкому разрушению.

Использование СМ по времени связано с интенсивностью воздушного движения, технологией технического обслуживания ВС, а также спецификой полетов (начальные рейсы, конечные или транзитные). Для многих типов СМ характерным являются: низкий коэффициент использования; чередование частых пусков агрегатов СМ при обслуживании ВС; короткие режимы типовых нагрузок и т. д.

 

Смотрите также