Общие требования

Эксплуатируемые в службе спецтранспорта СМ должны быть полностью укомплектованы и окрашены в соответствии с ГОСТ 18388 -81, ГОСТ 15548—70, состоять на учете в органах государственной автомобильной инспекции (ГАИ) и иметь государственные номерные знаки.

К эксплуатации допускаются только технически исправные СМ, имеющие правильно отрегулированные тормоза, рулевое управление, сцепление и освещение.

СМ, работающие на аэродроме (перроне), должны также иметь исправное специальное оборудование и снабжаться комплектом пожарного оборудования, отвечающего нормам, установленным органами пожарной охраны. Обслуживание ВС СМ, на которых отсутствует или неисправно пожарное оборудование, запрещается.

Выпуск СМ на линию (аэродром, перрон) и допуск водителей к работе на аэродроме (перроне) производятся в соответствии с Наставлением по службе спецтранспорта аэропортов ГА действующими приказами и инструкциями МГА.

Движение СМ на территории аэропорта производится в соответствии с требованиями Руководства по организации движения воздушных судов, спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах ГА.

Требования безопасности к техническому состоянию базовых шасси СМ. Техническое состояние СМ должно обеспечивать их безопасную работу на линии, отвечать правилам технической эксплуатации автомобильного транспорта и инструкциям заводов-изготовителей. Какие-либо изменения в конструкции базовых автомобилей без согласования с органами ГАИ не допускаются.

Системы питания, охлаждения и смазки не должны иметь течи топлива, масла, антифриза и воды; не допускается пропуск отработанных газов через неплотности соединений в системе питания и механизме газораспределения.

Вентиляционное устройство двигателя должно работать_исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство. Труба глушителя должна плотно соединяться с выпускным трубопроводом двигателя.

Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка прямую, соответствующей длины и прочности шпильку.  Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой.

Ветровые и боковые стекла кабины не должны иметь повреждений, затрудняющих видимость; боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами или от руки; щетки должны обеспечивать нормальную очистку лобового стекла.

На сиденье и спинке не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины, острые углы. Для удобной посадки водителя сиденья должны обеспечиваться регулирующим устройством.

Концентрация вредных веществ в кабине (салоне автобуса, кузове легкового автомобиля) не должна превышать санитарной нормы (СО2—20 кг/м3, акролеина — 0,2 мг/м3).

Замки дверей кабины должны быть исправными, исключающими возможность самопроизвольного открывания; пол кабины должен быть исправным и застеклен резиновым ковриком.

Отопительное устройство кабины должно работать бесперебойно, использование для отопления кабины (салона автобуса, кузова легкового автомобиля) отработанных газов не допускается.

Состояние рулевого управления должно обеспечивать легкость и надежность управления передними колесами при любой скорости движения автомобиля. Не допускаются:

повышенный люфт рулевого управления; при наличии усилителя проверка люфта производится при работающем усилителе;

изгиб и вмятины рулевой колонки или наличие других повреждений, препятствующих свободному вращению рулевого вала;

ослабление крепления рулевой колонки, рулевой сошки и наличие поврежденных крепежных деталей;

неисправности продольной и поперечной рулевых тяг;

повышенный люфт в шарнирных соединениях рулевых тяг.

Техническое состояние переднего моста должно обеспечивать надежность установки передних колес и крепления деталей рулевого привода к деталям ходовой части. Передний мост не должен иметь: повреждений балки и деталей подвески колес; люфта передних колес, больше допустимого по паспорту завода-изготовителя.

Состояние тормозной системы должно обеспечивать своевременную остановку СМ и одновременность начала торможения колес. При пневматическом приводе тормозов давление в воздушном баллоне должно быть не менее 0,5 МПа. Конденсат из воздушного баллона при температуре окружающей среды ниже 0 °С следует удалять ежедневно.

В тормозной системе не допускаются: заедание механического привода колодок в колесном тормозе и повреждения их деталей; просачивание жидкости (воздуха) из системы; замена тормозной жидкости минеральными или иными маслами, а также жидкостями-суррогатами; трещины диска ручного тормоза, отсутствие или неисправность запирающего устройства.

Запрещается устанавливать шины: не соответствующие марке СМ по размеру и допускаемой нагрузке; с износом протектора более установленной допустимой нормы, с механическими повреждениями (сквозное отверстие, расслоение каркаса и др.); с давлением воздуха, не соответствующим норме; восстановленные по второй группе ремонта на переднюю ось легковых автомобилей и автобусов.

Электрооборудование должно обеспечивать пуск двигателей стартером, бесперебойное зажигание смеси в цилиндрах, работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов и исключать возможность искрообразования в соединениях. Электропроводка должна иметь надежную и неповрежденную изоляцию.

Аккумуляторная батарея должна устанавливаться в специальные гнезда и надежно закрепляться. Не допускается подтекание электролита из моноблока аккумуляторной батареи.

Все СМ должны быть снабжены набором исправных инструментов и приспособлений, в том числе: домкратом необходимой грузоподъемности, пусковой рукояткой, закрытым переносным источником освещения, ручным насосом для накачивания шин и продувки системы питания двигателя, гаечными и баллонными ключами. Для хранения набора инструментов каждая машина обеспечивается инструментальным ящиком или сумкой.

Все СМ должны быть оборудованы зеркалами заднего вида, исправным освещением (дальний, ближний свет и подфарники), стоп-сигналом, указателем поворота и габаритными фонарями.

В целях пожарной безопасности на СМ запрещается: допускать скопление на двигателе и его картере грязи, смешанной с горюче-смазочными материалами; хранить в кабинах, под капотом и на двигателе использованные обтирочные материалы; эксплуатировать неисправные приборы системы питания; пользоваться открытым огнем; эксплуатировать СМ без наличия средств пожаротушения.

Бортовая платформа грузового автомобиля (прицепа) не должна иметь поломанных брусьев и досок; состояние буксирного устройства должно исключать возможность отрыва (прицепа) от тягача.

Автопоезд должен иметь предохранительные цепи или тросы, связывающие прицеп и автомобиль.

Полуприцепы должны оборудоваться: передним опорным устройством; седельным устройством с фиксированием замков; стояночным тормозом.

Автомобиль-самосвал (прицеп-самосвал) должен оборудоваться: устройством для предотвращения самопроизвольного опускания поднятого кузова; приспособлениями для плотного закрывания бортов кузова, исключающими самопроизвольное их открывание; надписью «Не работать без упора при поднятом кузове!».

Требования безопасности к специальному оборудованию СМ. Техническое состояние специального оборудования СМ должно соответствовать техническим условиям и требованиям инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации каждого конкретного типа СМ.

Топливные, масляные, гидравлические пневматические, газовые, воздушные и другие системы спецмашин должны быть герметичными. Подтекание жидкостей и газов в местах соединений трубопроводов, шлангов и агрегатов не допускается.

Узлы, агрегаты, соединительные элементы системы спецоборудования должны быть надежно закреплены.

Запрещается эксплуатация спецмашин с неисправными и неопломбированными контрольно-измерительными приборами и оборудованием (редукторами, насосами и предохранительными устройствами), рабочие параметры которых должны соответствовать нормативам.

Управление спецоборудованием с электрическим приводом должно снабжаться надписями или символами, указывающими управляемый объект, его назначение и состояние («Включено», «Отключено», «Вход», «Тормоз» и т. д ). У изделий, имеющих несколько пультов с органами управления, должна быть исключена возможность одновременного осуществления операций с разных пультов. Указанная блокировка не относится к кнопкам аварийного отключения.

Органы управления должны быть окрашены в соответствии с назначением в следующие цвета: для остановки (отключения) — красный; для пуска (включения) — ахроматический (черный, серый, белый или зеленый); для переменной остановки и пуска — ахроматический; для предупреждения аварии — желтый.

Кнопка аварийного отключения должна быть увеличенного по сравнению с другими размера, а кнопка пуска — утоплена не менее чем на 3 мм от поверхности или иметь фронтальное кольцо. Устройство блокировки должно исключать возможность ее ложного срабатывания.

Электрические системы спецоборудования должны исключать возможность самопроизвольного его включения и отключения.

Оборудование должно иметь сигнализацию, надписи и таблички, указывающие на включенное состояние, наличие напряжения, пробой изоляции, режим работы, запрет доступа внутрь оборудования без принятия соответствующих мер, повышение температуры выше допустимых значений и т. п.

Сигнализация может быть световой или звуковой. При этом должны применяться следующие цвета:

красный - для запрещающих и аварийных сигналов, а также для предупреждения о перегрузках, неправильных действиях, опасности и о состоянии, требующем немедленного вмешательства;

желтый — для привлечения внимания (предупреждения о достижении предельных значений, о переходе на автоматическую работу и т. п.);

зеленый — для сигнализации безопасности (нормального режима работы и т. п );

белый — для обозначения включенного состояния выключателя, когда нерационально применение красного, желтого или зеленого цветов;

синий — для применения в специальных случаях, когда не могут быть применены перечисленные цвета.

Сигнальные лампы и другие светосигнальные аппараты должны иметь знаки или надписи, указывающие их назначение. Сигнализация должна соответствовать назначению.

Смотрите также