Профилировочные и землеройно-транспортные машины

Автогрейдеры — самоходные машины, предназначенные для устройства и профилирования земляного полотна, возведения насыпей, перемещения грунта и дорожностроительных материалов и их перемешивания, планировки откосов, выемок и насыпей; устройства корыт и боковых канав; строительства, ремонта и содержания аэродромов и автомобильных дорог, а также их очистки от снега, обвала и перемещения снега, разравнивания и планировки его на обочинах, рыхления и срезания уплотненного снега.

Основное рабочее оборудование автогрейдера — отвал с укрепленными на нем сменными ножами. Отвал соединен с поворотным кругом, который крепится к тяговой раме. Рабочая система, состоящая из отвала, поворотного круга и тяговой рамы, при помощи телескопических соединений или гидравлических подъемников крепится к основной раме автогрейдера.

Дополнительным рабочим оборудованием, расширяющим область применения автогрейдеров, являются: кирковщики (рыхлители), удлинители, уширители отвала, бульдозеры, снегоочистители, грейдеры элеваторы, погрузчики и др.

Основные технические данные автогрейдеров приведены в табл. 45.

Все агрегаты автогрейдера ДЗ-31-1 располагаются на раме сварной конструкции, состоящей из основной балки коробчатого сечения и подмоторной задней части, которая включает в себя два лонжерона, связанных сзади поперечной балкой, а впереди трубой, являющейся маслобаком гидросистемы. На задней части рамы крепится дизельный двигатель А-01М с пусковым бензиновым двигателем ПД10У, запуск которого производится от стартера СТ-350В или механически с помощью шнура через дополнительное пусковое приспособление. Вращение от двигателя передается на коробку передач через постоянно-замкнутую, двухдисковую муфту сцепления.

Карданная передача состоит из двух карданных валов — верхнего, передающего крутящий момент от двигателя к коробке передач, и нижнего, соединяющего коробку передач с редуктором заднего моста.

Коробка передач У35606 — унифицированная, механическая, трехвальная, имеет два диапазона передач: рабочий и транспортный. Каждый диапазон имеет три передних и одну заднюю передачи.

Задний мост автогрейдера состоит из двухступенчатого редуктора главной передачи (первая ступень — из конической пары шестерен со спиральными зубьями, вторая— из пары цилиндрических шестерен с прямыми зубьями). Общее передаточное число редуктора главной передачи 10,25. Бортовые редукторы двухступенчатые с прямозубыми цилиндрическими шестернями.

Сверху на подмоторную часть крепится капот двигателя со съемными боковинами и кабина. Кабина — цельнометаллическая, двухместная, предназначена для работы водителя в положении сидя и стоя. Внутри кабины расположены органы управления автогрейдером и щиток приборов для контроля за работой узлов.

Передний мост состоит из оси переднего моста механизма, поворота колес, механизма наклона колес и ступиц колес.

Гидросистема служит для привода гидроусилителей рулевого управления, сцепления, привода колесных тормозов, для наклона передних колес и управления рабочим оборудованием. Она состоит из масляного бака, фильтра, двух гидронасосов типов НШ-10Е и НШ-46У (оба левого вращения),

 гидрораспределителя, семи гидроцилиндров (подъема и опускания отвала, выноса тяговой рамы, выноса отвала, подъема и опускания рыхления кирковщика и наклона управляемых колес); механизма поворота отвала, гидроусилителей рулевого управления, сцепления и привода колесных тормозов, запорных клапанов, установленных непосредственно на гидроцилиндрах и соединяющих трубопроводов и рукавов. Гидросистема выполнена по раздельно-агрегатной схеме с двумя контурами открытого типа, соединенными между собой в сливной магистрали. В каждом контуре свой гидронасос. Масляный бак гидросистемы — общий для обоих контуров.

Рабочее оборудование автогрейдера включает тяговую раму, поворотный круг и отвал.

Тяговая рама — сварная, треугольной формы, состоит из правого и левого лонжеронов, к которым в передней части приварена головка, в задней части — вертикальный лист с шарнирными пальцами для цилиндров подъема отвала. Снизу к лонжеронам приварены листы, к которым с помощью накладок крепится поворотный круг. На вертикальном листе тяговой рамы с помощью болтов крепится кронштейн шарового пальца цилиндра выноса тяговой рамы. С помощью шквория тяговая рама шарнирно соединена с головкой основной рамы.

Поворотный круг состоит из собственно поворотного круга и приваренных к нему с двух сторон лап. Между лапами приварена труба. В нее вварены наконечники, которые являются осями для кронштейнов изменения угла резания ножа отвала. К внутренней стороне правой лапы приварен кронштейн шарового пальца цилиндра выноса отвала.

Отвал — основной рабочий орган автогрейдера. К нижней корме, выгнутой наружу, крепят два основных ножа желобчатого профиля, а к обеим боковым сторонам отвала — боковые ножи, позволяющие работать левой и правой сторонами отвала.

К наружной стороне отвала приварены направляющие для перемещения его в сторону относительно поворотного круга. Здесь же четырьмя болтами к отвалу крепится съемный кронштейн с шаровым пальцем для цилиндра перемещения отвала в сторону. Кронштейн может занимать три положения: среднее (основное) позволяет перемещать отвал в направляющих на равные величины в обе стороны, крайние положения позволяют осуществлять максимальные перемещения в стороны. Зубчатый сектор кронштейнов, с помощью которых отвал крепится к поворотному кругу, изменяет угол резания ножа отвала и перемещает отвал в стороны.

Механизм поворота отвала состоит из гидромотора и червячного колеса, корпуса, крышек подшипников, полумуфт, вала и цевочного колеса.

Рыхлитель (кирковщик) автогрейдера является дополнительным рабочим органом. Он состоит из литой балки коробчатого сечения и приваренных к ней стоек и кронштейнов, с помощью которых рыхлитель соединяется с толкающей рамой и рычагами. Подвеска рыхлителя — параллелограммная. В балке имеется пять окон, в которых установлены зубья для рыхления. Каждый зуб фиксируется в окне с помощью клина. На зубе с задней стороны имеются три паза для изменения глубины рыхления. При перестановке зуба с одного паза на другой глубина рыхления изменяется на 60 мм. Перестановка стойки балки рыхлителя с одного отверстия иа другое соответствует изменению угла рыхления на 5°. Толкающая рама и рычаг шарнирно крепятся к кронштейну, который пятью болтами прикреплен к переднему мосту основной рамы.

Электрооборудование автогрейдера выполнено по однопроводной схеме и состоит из электростартера, звукового сигнала, электродвигателя снегоочистителей, вентилятора обдува водителя, освещения и сигнализации контрольных и измерительных приборов. Источниками электроэнергии являются аккумуляторная батарея и генератор переменного тока.

Автогрейдер легкого типа ДЗ-99-1-4 с отвалом, кирковщиком и бульдозерным оборудованием имеет передние управляемые и задние ведущие колеса. Он состоит из: двигателя; трансмиссии, включающей сцепление, коробку передач, карданную передачу и задний мост; ходовой части, включающей основную раму, переднюю ось, ступицы колес с шинами; механизмов управления, включающих рулевое управление и тормозную систему; гидросистемы; электрооборудования, приборов; кабины с облицовкой; рабочего оборудования, включающего тяговую раму с поворотным кругом, отвалом и кирковщиком, и бульдозерного оборудования.

Гидросистема предназначена для привода гидроусилителя рулевого управления, наклона передних колес и управления оборудованием. Она выполнена по раздельно-агрегатной схеме с двумя контурами открытого типа.

В зависимости от выполняемых работ отвал с нижними и боковыми ножами может осуществлять: поворот в плане на 360°, подъем и опускание, наклон в обе стороны в вертикальных плоскостях, вынос в обе стороны с наклоном к горизонту от 0 до 90°. Отвал можно устанавливать под различными углами резания и поворачивать в плане.

Автогрейдер тяжелого типа ДЗ-98 со всеми ведущими и передними управляемыми колесами оборудован основными рабочими органами — отвалом и кирковщиком. Он состоит из: двигателя, трансмиссии, в которую входят промежуточный редуктор, сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, выполненные в одном блоке; карданной передачи привода переднего, среднего и заднего мостов; ходовой части, состоящей из основной рамы, балансирной подвески, среднего и заднего мостов, ступиц колес, колес с шинами; тормозной системы гидросистемы; электрооборудования; приборов; кабины с облицовкой; рабочего оборудования из тяговой рамы с поворотным кругом и отвалом и кирковщика.

Гидросистема служит для привода гидроусилителя рулевого управления, гидроусилителя сцепления и управления рабочим оборудованием и выполнена по раздельно-агрегатной схеме с двумя контурами открытого типа. В зависимости от выполняемых работ отвал с нижними и боковыми ножами может осуществлять: поворот в плане на 360°, подъем и опускание, наклон в обе стороны в вертикальных плоскостях, вынос в обе стороны с наклоном к горизонту от 0 до 90°. Отвал можно устанавливать под различными углами резания и поворачивать в плане.

Бульдозеры предназначены для послойной разработки грунта и его перемещения на небольшие расстояния, для разравнивания грунта и выполнения планировочных работ. Они широко используются в аэродромном строительстве, при прокладке автомобильных дорог, возведении иасыпей, расчистке снежных завалов на планировочных и других работах.

Бульдозер состоит из боковой машины (гусеничного или колесного тягача) и навесного бульдозерного оборудования. Бульдозерное оборудование включает в себя рабочий орган (отвал), толкающее устройство (толкающие брусья или толкающую раму) и систему управления отвалом.

По установке рабочего органа их разделяют на бульдозеры с неповоротным (табл. 46) и с поворотным отвалом (табл. 47). У первых угол между отвалом и осью машины всегда 90°, у вторых положение отвала может изменяться в горизонтальной и в вертикальной плоскостях.

Бульдозер ДЗ-27С (Д-532С) с неповоротным отвалом состоит из гусеничного трактора промышленного назначения, отвала с ножами, двух толкающих брусьев, двух винтовых раскосов и двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала.

Из кабины машиниста с помощью рычага управления гидрораспределителем устанавливают отвал бульдозера в четыре положения: «Опускание», «Подъем», «Нейтральное», «Плавающее».

Универсальный бульдозер ДЗ-25 (Д-522) с поворотным отвалом состоит из гусеничного трактора промышленного назначения, отвала с ножами, универсальной рамы, двух толкателей, двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала, двух гидроцилиндров поворота отвала в плане, двух механизмов поперечного перекоса отвала, трубопроводов и рукавов гидросистемы.

Шарнирное соединение отвала с универсальной рамой обеспечивает поворот отвала в плане и поперечный перекос отвала. Подъем и опускание отвала, поворот в плане и перекос отвала в поперечной плоскости осуществляют из кабины машиниста с помощью рычага управления.

Колесные бульдозеры (табл. 48) находят широкое применение в аэропортах, так как могут быстро перемещаться по искусственным аэродромным покрытиям, а также использоваться как тягачи для прицепных средств и ВС.

Колесный бульдозер ДЗ-48 (Д-611) с неповоротным отвалом состоит из колесного трактора промышленного назначения, отвала с ножами, двух толкающих брусьев, двух кронштейнов крепления бульдозерного оборудования, гидрораскоса для изменения угла поперечного перекоса отвала, винтового раскоса, двух гидро-цилиндров подъема и опускания отвала, двух кронштейнов крепления гидроцилиндров, балласта, трубопроводов и рукавов гидросистемы.

На передней полураме трактора сверху установлен балласт, который выполнен в виде набора литых плит, скрепленных между собой стяжным болтом. Балласт служит для увеличения сцепной массы трактора и нагрузки на передний ведущий мост.

Подъем и опускание отвила и перекос отвала в поперечной плоскости осуществляют из кабины машиниста с помощью рычага управления гидрораспределителя. Отвал можно установить в четыре положения: «Опускание», «Нейтральное», «Подъем», «Плавающее».

*Данные в скобках относятся к бульдозеру на базе трактора МТЗ-52.

Смотрите также