Машины для уборки снега и удаления гололеда с аэродромных покрытий

Роторные снегоочистители снабжены активным рабочим органом, монтируемым на самоходном шасси, и предназначены для очистки аэродромов и автомобильных дорог от сиежных заносов и лавинных завалов, а также удаления снежных валов, образованных другими снегоуборочными машинами. В аэропортах гражданской авиации наиболее широкое распространение получили шнеко-роторные снегоочистители (табл. 49).

Рабочий орган шнекороторного снегоочистителя состоит из шнекового питателя (с одним, двумя или тремя шнеками) и лопастного ротора, смонтированных в общем корпусе.

Принцип работы шнекороторного снегоочистителя заключается в том, что при поступательном движении машины вращающиеся шнеки рабочего органа отделяют от снежного массива куски снега и транспортируют их к середине органа, где находится приемное отверстие ротора. Снег попадает в полость ротора, захватывается вращающимися лопастями ротора, которые выбрасывают его через направляющий патрубок кожуха ротора. Для изменения угла бросания и направления струи снега вправо или влево по ходу машины кожух ротора выполнен поворотным.

Шнекороторный снегоочиститель ДЭ-211. Его рабочее оборудование смонтировано на шасси автомобиля Урал-375Е. Оно имеет свою автономную силовую систему, состоящую из дизельного двигателя 1Д12БС, шинно-пневматической муфты сцепления, промежуточного редуктора, системы карданных валов с двумя промежуточными опорами, коническо-цилиндрического и цепного редукторов, а также цепного редуктора рабочего органа.

Двигатель 1Д12БС с системами обеспечения (питания, смазки, охлаждения, подогрева для запуска при низких температурах, электрозапуска и вспомогательной — пневмозапуска) монтируется иа подмоторной, закрытой капотом раме, которая с помощью стремянок крепится к удлиненной раме шасси.

При работе снегоочистителя однороторный двухшнековый рабочий орган, прикрепленный иа специальной подвеске к лонжеронам шасси, опирается при помощи лыж на очищаемую поверхность. В транспортном положении он поднят и зафиксирован замками гидроцилиндров в верхнем положении. Корпус рабочего органа в нижней части снабжен двумя регулируемыми по высоте лыжами, на которые он опирается во время работы.

Ротор выполнен в виде звездообразной ступицы с шестью лапами, к которым крепится шесть лопаток. Ступица посажена свободно иа вал ротора и соединена с фланцем, насаженным на шлицевой вал редуктора ротора пальцами, которые срезаются и разрывают кинематическую связь между редуктором и ротором в случае превышения расчетного крутящего момента.

Статически отбалансированный ротор включен в кожух, снабженный поворотным выбросным патрубком. Поворот кожуха ротора, подъем и опускание рабочего органа осуществляются из кабины водителя с помощью гидроцилиндров двустороннего действия. Гидросистема питается от шестеренного насоса НШ-10, приводимого от двигателя автомобиля через коробку передач и редуктор.

Двухступенчатый коническо-цилиндрический редуктор рабочего органа, предназначенный для распределения и передачи крутящего момента к шнекам и ротору, состоит из корпуса, в котором смонтированы ведущий вал, вал ротора и вал привода шнеков. Ступица ротора посажена иа свободный передний конец вала. Крутящий момент от вала на ротор передается через муфту предельного момента со срезанными пальцами. При превышении допустимого крутящего момента или попадании в ротор больших твердых предметов происходит срезание пальцев и ротор отсоединяется от вала. Вал привода шнеков вращается на роликовых подшипниках, смонтированных в стакане, закрепленном болтами в корпусе редуктора. Внутренние обоймы подшипников вместе с конической шестерней, фланцем, распорной втулкой, кольцом и шайбой плотно зажаты гайкой, законтренной шплинтом. Корпус редуктора в верхней части имеет люк для контроля регулировки зацепления конических шестерен и осмотра внутренних лопастей редуктора.

Для получения необходимых пониженных рабочих поступательных скоростей снегоочистителя в трансмиссию механизма передвижения автомобиля между раздаточной коробкой и средним мостом встроен ходоуменьшитель, позволяющий получить минимальную скорость, равную 0,45 км/ч, кроме того, возможно практически бесступенчатое регулирование частоты вращения вала двигателя в этом диапазоне скоростей за счет подачи топлива.

Ходоуменьшитель устанавливается на два кронштейна рамы автомобиля и крепится болтовыми соединениями иа амортизаторах. Механизм ходоуменьшителя смонтирован в литом чугунном корпусе, который сверху закрывается крышкой. В нее ввинчивается заливная пробка-сапун. В нижней части имеются сливная и контрольная пробки.

Шнеки питателя выполнены взаимозаменяемыми из пустотелых труб, на которые навиты винтовые лопасти с правым и левым направлениями спирали, благодаря чему снежная масса транспортируется шнеками к оси машины. Вращение шнеков обеспечивается передачей крутящего момента от редуктора рабочего органа через дополнительную карданную и цепную двухрядную передачи.

Для облегчения пуска двигателей предусмотрены раздельные подогреватели, а для дизельного двигателя привода рабочего органа — дополнительная система пуска сжатым воздухом. Для поддержания необходимого теплового режима дизельный двигатель, топливный бак и аккумуляторные батареи снабжены утеплительными чехлами. Детали рабочего органа выполнены нз морозостойких сталей с повышенной ударной вязкостью.

Гидравлическая система предназначена для подъема и опускания рабочего органа и поворота кожуха ротора. Состоит из шестеренчатого насоса 3 (рис. 127), распределителя 1, двух цилиндров 6 подъема рабочего органа, цилиндра 5 поворота кожуха ротора, масляного бака 2 с фильтром в сборе и трубопроводов. Манометр 4 предназначен для контроля давления в гидросистеме.

Шнекороторный снегоочиститель ДЭ-213 (Д-909С). Он смонтирован на базе трактора К-701 и состоит из сварного корпуса, на котором установлены два взаимозаменяемых шнека, ротор, редуктор, цепной редуктор, муфта предельного момента и две опоры лыжи.

Рабочий орган снегоочистителя предназначен для разработки снежного массива и отбрасывания снега с очищаемой поверхности. Корпус рабочего органа сварной конструкции состоит из лобового листа, правой боковины и корпуса цепного редуктора, являющегося левой боковиной. При работе в глубоком снегу (выше рабочего органа) к его корпусу крепятся верхние ножи, которые усилены раскосами.

Редуктор рабочего органа предназначен для распределения и передачи крутящего момента к шнекам и ротору. Двухступенчатый, коническо-цилиндрический редуктор установлен непосредственно за кожухом ротора и крепится болтами в трех точках к корпусу рабочего органа.

Ротор предназначен для отбрасывания снега, поданного шнеками в его полость. Он установлен на консольном конце вала редуктора рабочего органа и состоит из ступицы и шести лопастей, каждая из которых крепится к ступице четырьмя болтами. Ротор в сборе статически отбалансирован. Он заключен в кожух, имеющий патрубок для выброса снега.

Шнеки предназначены для разрабатывания снега и транспортирования его к ротору. Они устанавливаются в передней части рабочего органа перед лобовым листом. Шнеки представляют собой сварную конструкцию из трубы, винтов и фланцев и выполнены взаимозаменяемыми. Витки правой половины шнеков имеют правое направление спирали, а левой половины — левое. Такая конструкция обеспечивает при вращении шнеков перемещение снега к ротору рабочего органа. При большом износе спиралей нижнего шнека его необходимо поменять местами с верхним шнеком.

Система электрооборудования снегоочистителя однопроводная. Номинальное напряжение в системе электрооборудования 12 В. В качестве источников питания используются генераторы и аккумуляторные батареи базового трактора. Электрооборудование снегоочистителя обеспечивает сигнализацию отрабатывания муфты предельного момента (заклинивание шнеков). При этом звездочка цепного редуктора не вращается и магниты реле контроля скорости замыкают цепь, о чем сигнализирует красная лампочка на щитке с пневмокранами. На нем установлен переключатель для включения в цепь реле контроля скорости.

Пневмосистема обеспечивает работу тормозов трактора и стеклоочистителей, включение муфты предельного момента, ходоуменьшителя и возможность использовать воздух для накачки шин и заправки трактора топливом. Основными элементами системы являются:

компрессор с регулятором давления, воздушные баллоны, предохранительный клапан, тормозной и разобщительный краны, тормозные камеры, соединительная головка, кран отбора воздуха, буксирный клапан, краны включения муфты предельного момента, ходоуменьшителя, соединительной муфты, РОМ, механизма блокировки и трубопроводы.

Манометр, расположенный на щитке приборов, контролирует давление воздуха в системе. При транспортном пробеге снегоочистителя необходимо следить за показаниями манометра, чтобы давление воздуха в системе не поднималось выше 0,75 МПа и не опускалось ниже 0,53 МПа. Предельное отклонение давления воздуха регулируется регулятором давления, установленным иа компрессоре. Предохранительный клапан иа магистрали к муфте предельного момента служит для поддержания давления в муфте при работе снегоочистителя не более 0,5 МПа во избежание выхода из строя редуктора рабочего органа и двухрядной цепи.

Гидросистема (рис. 128) предназначена для управления положением рабочих органов (подъем и опускание рабочего органа, поворот кожуха) и привода рабочего хода снегоочистителя.

Гидросистема снегоочистителя включает гидросистему трактора и дополнительно установленный насос (для снегоочистителя иа тракторе К-700, К-701). Распределитель клапанно-золотникового типа — четырехпозиционный, трехсекционный, служит для направления потока масла в соответствующие полости гидроцилиндров, автоматического переключения системы на холостой ход по окончании рабочей операции и предохранения гидросистемы от перегрузок. Золотники распределителя имеют четыре положения: «Подъем» (поворот кожуха ротора), «Опускание» (поворот кожуха ротора), «Заперто» (нейтральное), «Плавающее».

Гидросистема привода хода снегоочистителя включает в себя гидромотор, насос НШ-32л, дроссель, дополнительный распределитель Г75-В34А и систему трубопроводов.

Тепловые газоструйные машины (табл. 50). Они применяются в аэропортах гражданской авиации для очистки покрытий от снега, пыли, грязи и мусора.

На авиапредприятиях эксплуатируется несколько видов тепловых машин, отличающихся конструктивным оформлением. Рабочим органом в них служит турбореактивный или турбовинтовой двигатель, установленный иа погрузчике автомобильного шасси. Для формирования и направления горячих газов двигатель снабжен специальной насадкой. Горячие газы с большой скоростью направляются иа слой льда небольшой толщины и расплавляют его. Слои льда большой высоты расправляются частично и под действием скоростного напора газов двигателя отрываются от поверхности покрытия и отбрасываются в сторону. Основной недостаток таких машин — низкнй коэффициент полезного использования топлива, вредное воздействие горячей струи газов иа покрытие и низкая производительность.

Газоструйная машина ВМ-63. Она смонтирована на шасси автомобиля КрАЗ-221 н конструктивно состоит из авиадвигателя ВК-1А, топливной емкости вместимостью 3 м3 (керосин), системы запуска и нормальной работы авиадвигателя. Авиадвигатель наклонен к горизонту под углом 15°, расположен иа подрамнике автомобиля, устанавливаемом вместо грузовой платформы. Кабина водителя для безопасности отделена бронированным экраном. Струя горячего воздуха направляется под углом 80...90° к продольной оси базовой машины.

В кабине автомобиля дополнительно установлены органы управления и приборы контроля работы двигателя, рация с двуокисью углерода, пожарная система.

ВМ-63 позволяет вести очистку покрытий на скоростях передвижений 11... 14 м/с при ширине захвата до 40 м.

Тепловая машина гололедная ТГМ-3. Она предназначена для удаления гололедных образований с искусственных аэродромных покрытий и специальных работ. Она может быть использована для предупреждения образования гололеда с помощью просушивания искусственных покрытий. Наибольшая производительность машины достигается при температуре окружающего воздуха близкой к 0°.

Трансмиссия ТГМ-3 включает: коробку отбора мощности, коробку привода генератора и двух гидронасосов, карданные валы, опору промежуточную, редуктор рабочего хода, блокировку рычага коробки передач и рычага включения ходоуменьшителя.

Навесная система предназначена для подвижного соединения теплового агрегата с шасси машины и состоит из стрелы, переднего сектора, канатов и рычагов.

Установка теплового агрегата включает узлы дооборудования реактивного двигателя ВК-1А для его монтажа и работы иа тепловой машине.

Левая и правая емкости служат для размещения топлива двигателя ВК-1А и ТМГ-3 и крепятся к подрамнику. Между собой они соединены трубопроводом. Для определения остатка топлива в емкостях используется сигнальная лампа, установленная иа панели приборов. Топливная система предназначена для подачи топлива к форсункам двигателя ВК-1А и состоит из подкачивающего насоса, топливопроводов, перекрывающего крана и топливной аппаратуры двигателя ВК-1А. Топливо из емкостей подается подкачивающим насосом по топливным магистралям через перекрывной кран и фильтр низкого давления к топливным насосам высокого давления.

Управление двигателем ВК-1А осуществляется изменением расхода топлива путем автоматического регулирования и ручного дросселирования.

Аварийный агрегат предназначен для привода гидросистемы перевода навесной системы теплового агрегата из рабочего положения в транспортное при отказе двигателя шасси Аварийный агрегат состоит из электромотора, гидронасосов и соединительной муфты.

Кронштейн служит для опоры амортизаторов переднего сектора в рабочем положении машины.

Огнетушители типа ОУ-2 установлены слева и справа иа задней стенке кабины шасси. Заземление включает в себя цепь и лебедку с тросом и клином. При работе и стоянке машины для заземления используется цепь, при заправке машины — заземляющий клин с тросом

Плужные снегоочистители. Они предназначены для очистки от свежевыпавшего снега автомобильных дорог и аэродромов, а также для пробивки снежных завалов значительной высоты и плотности (табл. 51).

По типу рабочего органа плужные снегоочистители разделяют на одно- и двухотвальные.

Одноотвальные снегоочистители снабжают дополнительно одним боковым крылом и используют для патрульной очистки аэродромных покрытий, двухотвальные устанавливаются на пневмоколесных или гусеничных тягачах. Последние для увеличения ширины очищаемой полосы оборудуются одним или двумя боковыми крыльями и используются для расчистки снежных завалов из плотного снега при толщине покрова, превышающего 1 м.

Плужные снегоочистители, сдвигающие снег, работают со скоростью, не превышающей 20 км/ч, а отбрасывающие снег в сторону имеют рабочую скорость свыше 25 км/ч. Для повышения эффективности снегоочистки плужные снегоочистители оборудуются системой газоструйного разрушения и отбрасывания снега.

Плужный одноотвальный снегоочиститель ДЭ-209С (Д-667). Он смонтирован на шасси ЗИЛ-131 и предназначен для скоростной патрульной очистки автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов с искусственным покрытием, расчистки легких снежных заиосов, а также очистки от снега обочин дорог и надкюветного пространства. Снегоочиститель работает иа скоростях до 40 км/ч, при установке отвала оптимальной, формы может отбрасывать снежный покров толщиной 0,3 м на расстояние до 10 м.

Передний отвал снабжен противоаварийным устройством, предохраняющим рабочий орган и автомобиль от поломок при встрече с непреодолимым препятствием. Боковое крыло расположено с правой стороны автомобиля в задней части кузова.

Передний вал и боковое крыло устанавливаются в рабочее и транспортное положение гидросистемой, состоящей из масляного бака, шестеренного насоса, гидрораспределителя, трубопроводов н гидроцилиндров. Шестеренный насос агрегатирован с коробкой отбора мощности. Два гидроцилиндра, соединенных параллельно, служат для подъема и опускания отвала. Третий цилиндр поднимает и опускает боковое крыло.

Неповоротный передний отвал в верхней части рабочей поверхности имеет коническую форму, а нижняя его часть состоит из двух одинаковых секций со сменными ножами. Над отвалом по всей его длине закреплен специальный козырек, предотвращающий попадание снега на стекло кабины водителя. Передний отвал монтируется на трехопорной, состоящей из пяти рычагов, параллелограммной системе на подвеске, расположенной в передней части автомобиля. Опоры отвала— две лыжи, расположенные по наружным его краям, и ролик под центральной частью отвала.

При наличии у базового шасси трех ведущих осей машину можно использовать на дорогах с подъемами и малым коэффициентом сцепления.

Плужный двухотвальный снегоочиститель ДЭ-217. Он смонтирован иа базе автомобиля повышенной проходимости Урал-375Е и предназначен главным образом для скоростной очистки автомобильных дорог от свежевыпавшего снега, а также удаления снежных валов с обочин и их надкюветного пространства.

8.2 Машины для уборки снега и удаления гололеда с аэродромных покрытий

Двухотвальное навесное оборудование крепится с помощью параллелограммной подвески в передней части автомобиля и снабжается противоаварийным устройством. Правое боковое крыло расположено в задней части автомобиля. Управление подъемом и опусканием переднего отвала и бокового крыла осуществляется с помощью гидроцилиндров от дополнительной гидросистемы, установленной на автомобиле.

Плужно-щеточные снегоочистители. Они применяются при снегоочистке аэродромных и дорожных покрытий (табл. 52). В летнее время машины данного класса переоборудуются в поливочно-моечные машины. Во время работы основная масса снега сдвигается отвалом в сторону, а оставшийся тонкий слой наиболее уплотненного снега сметается щеткой.

Работа плужно-щеточных снегоочистителей начинается с момента снегопада и заканчивается по завершении уборки снега. При небольшом снегопаде машина одновременно сгребает и сметает снег. Во время большого снегопада при первых проходах щетка выключается. На взлетно-посадочных полосах снег очищают одновременно до 8 машин, следующих одна за другой иа расстоянии 15...20 м в одном направлении по всей ширине.

Плужно-щеточный снегоочиститель КПМ-64. Он состоит из плуга, щетки, трансмиссии и системы гидравлического управления. Отвал машины изготовляют в двух исполнениях. На отвале первого исполнения установлены стальные ножи для предохранения машины от поломок при наезде на препятствия. Отвал соединен с поворотной рамой посредством пружинных амортизаторов. Отвал второго исполнения снабжен резиновыми секционными ножами и жестко соединен с поворотной рамой. Щеточное оборудование состоит из рамы прямоугольной формы, конического редуктора, цилиндрической щетки и цепной передачи с натяжным устройством цепи. Конический редуктор вмонтирован в раму. Ведущий вал — шестерня перед фланцем и карданный вал соединены с нижним валом раздаточной коробки. Ведомый вал, на котором установлена иа шпонке шестерня, через звездочки и цепь соединен со щеткой. Ведомый вал устанавливается в длинной трубе иа двух конических подшипниках, которые регулируют подъемной гайкой. Цилиндрическая щетка состоит из трубы, иа которой тросом закреплен проволочный ворс. На машине применяется единая гидравлическая система для поливочно-моечного и плужно-щеточного оборудования.

Снегопогрузчики. Они применяются в аэропортах для погрузки снега из валов и куч в транспортные средства Кроме этого, снегопогрузчики (например, УП-66) приспособлены для погрузки сыпучих материалов (песок, хлориды и т. п.), применяемых при содержании и строительстве аэродромов. Снегопогрузчики монтируются иа шасси автомобилей УП-66 или специальном шасси Д-566. Их технические характеристики приведены в табл. 53.

Пескоразбрасыватели и универсальные разбрасыватели. Эти машины предназначены для разбрасывания химического реагента и песка на аэродромные и дорожные покрытия при их обледенении. Разбрасывающее оборудование монтируется иа серийных грузовых автомобилях ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А. Основные технические характеристики пескоразбрасывателей приведены в табл. 54.

Пескоразбрасыватель ПР-130 (ПРС-130) смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и состоит из бункера для песка вместимостью 2,7 м3, питающего лотка с вибратором и пескоразбрасывающего диска с приводом. В задней стенке бункера имеется подвижная заслонка для регулирования подачи песка на горловину питающего лотка. Под бункером расположен наклонный питающий лоток, по которому песок поступает иа разрабатывающий диск. В задней части лотка к днищу прикреплен подвижный элемент вибратора эксцентрикового типа. Вибратор сообщает лотку поперечные колебания с амплитудой 6 мм, что обеспечивает перемещение песка из бункера по лотку иа пескоразбрасывающий диск. На раме бункера установлены резиновые буфера, ограничивающие перемещение лотка в плоскости качения. Вибратор получает вращение от коробки отбора мощности через карданные валы с промежуточной опорой и редуктор.

Пескоразбрасывающий диск приводится во вращение от вибратора через клиноременную передачу и конический редуктор. Ведомое колесо конического редуктора передает вращение валу пескоразбрасывающего диска через обгонную и предохранительные муфты. Коробка отбора мощности установлена на коробке передач. Рабочие элементы коробки отбора мощности имеют привод от шестерни промежуточного вала коробки передач через паразитную шестерню.

Смотрите также