Эксплуатация и техническое обслуживание спецмашин

Особенности эксплуатации. При эксплуатации спецмашин для эксплуатационного содержания аэродромов необходимо руководствоваться требованиями Наставления по службе спецтранспорта аэродромов гражданской авиации, Наставления по аэродромной службе, Правил технической эксплуатации автомобильного транспорта, Правил дорожного движения, инструкции заводов-изготовителей по каждому типу спецмашин.

К эксплуатации на аэродроме (перроне) допускаются только технически исправные машины, имеющие правильно отрегулированные тормоза, рулевое управление, сцепление, освещение, полностью укомплектованные специальным и пожарным оборудованием, окрашенные в соответствии с действующими ГОСТами, состоящие на учете в органах государственной автомобильной инспекции или имеющие ведомственные номерные знаки (тракторы, бульдозеры, автогрейдеры и т. п.)

Работа СМ на территории аэродрома регламентируется требованиями Руководства по организации движения воздушных судов спецавтотранспорта и средств механизации иа аэродромах ГА и Наставления по аэродромной службе.

Для поддержания машин в постоянной эксплуатационной готовности, для подготовки и использования их по назначению в службах спецтранспорта авиапредприятий проводится обслуживание СМ.

Техническое обслуживание. Оно обеспечивает:

поддержание исправности, готовности к работе и надлежащего внешнего вида СМ;

уменьшение интенсивности изнашивания деталей, предупреждение неисправностей и продление срока службы до ремонта;

выявление возникших неисправностей с целью своевременного их устранения; устранение причин, вызывающих преждевременный износ узлов, агрегатов, повышенный расход горючего и других эксплуатационных материалов; безопасность обслуживания ВС, движение по аэродрому и вне его. Технологический процесс ТО спецмашин включает: очистку их от грязи, мойку и смазку; осмотр и проверку работы агрегатов, механизмов и приборов спецмашин; регулировочные работы; замену мелких деталей без разборки агрегатов; заправку СМ горюче-смазочными материалами, водой и специальными жидкостями; определение необходимости ремонта; подкраску СМ.

В службах спецтранспорта авиапредприятий должны планироваться и проводиться следующие виды ТО спецмашин: ЕО, ТО-1, ТО-2, СО.

В целях постоянного содержания СМ в технически исправном состоянии в процессе эксплуатации проводят периодические контрольные осмотры: перед выездом из службы спецтранспорта, на аэродроме во время стоянки и работы СМ по перечням (технологическим картам), разработанным иа основании инструкций по эксплуатации для каждого конкретного типа СМ с учетом их конструктивных особенностей и условий эксплуатации.

Перечни по периодическим контрольным осмотрам включают проверку: наличия и правильности заполнения технической документации; внешнего вида, технического состояния, комплектности оборудования; наличия пожарного оборудования;

отсутствия признаков наружного подтекания топлива, масла, спецжидкостей и травления газов;

наличия, соответствия и кондиционности горючего, масла, спецжидкостей и газов;

состояния защитных чехлов, аэродромных бортовых разъемов, шлангов, силовых кабелей, заземлений и пломбировки заливных горловин, приемных патрубков, крышек фильтров и других специально оговоренных узлов; готовности специального оборудования к применению;

отсутствия посторонних предметов внутри кузова и отсеках агрегатов специального оборудования;

работоспособности агрегатов, систем и механизмов специального оборудования по контрольно-измерительным приборам, визуально и на слух;

соответствия выходных параметров систем специального оборудования техническим требованиям,

отсутствия механических примесей, воды, льда (зимой), расслоения и помутнения в отстое топлива, масла и спецжидкостей.

Основное назначение ЕО — общий контроль, направленный иа обеспечение надежности и безопасности работы СМ, поддержание в надлежащем состоянии внешнего вида, заправки их топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и т. п. ЕО предусматривает проверку состояния агрегатов и систем, определяющих безопасность движения СМ (рулевого управления, тормозов, подвески колес и шин, приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации, стеклоочистителей).

Основное назначение ТО-1 и ТО-2— снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

СО, проводимое 2 раза в год, обеспечивает подготовку СМ к эксплуатации в летний и зимний периоды. В качестве отдельно планируемого вида СО рекомендуется проводить для СМ, работающих в зоне холодного климата. Для остальных условий сезонное обслуживание совмещается (как правило) с ТО-2 (или ТО-1 ) с проведением дополнительных работ, связанных с соответствующим периодом эксплуатации (смена масел, спецжидкостей, электролита, укомплектование средствами обогрева, утепление и т. д.).

Летний и зимний периоды эксплуатации СМ определяются температурой окружающего воздуха. Летним называется такой период, когда температура окружающего воздуха установится выше +5° С, зимним— ниже +5° С.

ТО оборудования производится, как правило, одновременно с ТО базового автомобиля. На отдельных агрегатах специального оборудования машин, для которых сроки проведения регламентных работ установлены заводами-изготовителями и не совпадают со сроками проведения ТО-1 и ТО-2 базовых автомобилей, регламентные работы производятся в строгом соответствии с требованиями инструкции завода-изготовителя.

ТО аэродромных уборочных машин выполняется по планово- предупредительной системе согласно инструкции по эксплуатации машин. ЕО — после окончания работы СМ в смене. Оно включает общие контрольно-осмотровые работы по обеспечению безопасности работы иа линии и надлежащего внешнего состояния, уборку, мойку и заправку топливом, маслом и другими жидкостями.

По обслуживанию специального оборудования следует выполнить следующие работы:

проверить надежность работы системы управления центральным клапаном и состояние трубопроводов водяной системы и насадок поливомоечных машин;

проверить состояние ворса лотковых и главной щеток, работу системы увлажнения, правильность установки лотковых щеток и наличие скребков транспортера подметально-уборочных машин;

проверить состояние ножей плуга и ворса щетки, надежность крепления плуга в транспортном положении плужно-щеточного снегоочистительного оборудования;

проверить состояние скребков транспортера, опробовать работу снегопогрузочного оборудования иа холостом режиме снегопогрузчиков;

проверить состояние пескоразбрасывающего диска и надежность работы транспортера (вибратора) пескоразбрасывающего оборудования.

Т-1 включает ежедневное техническое обслуживание, а также комплекс дополнительных работ по уходу за специальным оборудованием.

Для этого необходимо:

проверить люфты в шарнирах карданных валов, удалить отстой из грязеотстойника цистерны, проверить рабочее давление воды при выходе из сопла, размер щели сопла, систему управления центральным клапаном поливомоечных машин;

проверить крепление фланцев кардана коробки отбора мощности, раздаточного редуктора, редукторов лотковых щеток, предохранительной муфты, конического редуктора, натяжение ролико-втулочной цепи транспортера и привода задней щетки, крепление нижней и приводной звездочек вала транспортера,

транспортера, крепление рычага включения водяного насоса, посадку ворса лотковой и задней щеток, герметичность пневмосистемы всасывания и системы увлажнения, очистить от грязи и промыть фильтры отстойников системы увлажнения подметально-уборочных машин;

проверить состояние сальниковых уплотнений щеток, редукторов, зацепление конических шестерен редуктора привода щетки, крепление рамы гидроцилиндра подъема плуга и толкающих труб к раме автомобиля; отрегулировать натяжение роликовтулочной цепи приводи щетки плужно-щеточного снегоочистительного оборудования;

проверить состояние и при необходимости отрегулировать механизм дистанционного управления коробкой передач, натяжение цепи транспортера снегопогрузчика, предохранительной муфты и подшипники балансиров питателя, крепление переднего буфера к раме погрузчика и надрамника к лонжеронам шасси;

проверить состояние и при необходимости отрегулировать предохранительную муфту разбрасывающего диска пескоразрабрасывающего оборудования, зацепление конических шестерен редуктора разбрасывающего диска и биение самого диска, состояние сальников уплотнений редукторов.

ТО-2 включает ЕО и ТО-1, а также комплекс дополнительных работ по уходу за специальным оборудованием и выполняется в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей. Периодичность ТО определяется по фактическому пробегу в километрах или машино-часах работы с учетом условий эксплуатации и технического состояния СМ (табл. 55)

За основу планирования и ТО аэродромной уборочной машины ДЭ-224 берется наработка спецоборудования в моточасах. Техническое обслуживание ДЭ-224 подразделяется на виды и выполняется: ЕО ежедневно; ТО-1—через (100+10) ч; ТО-2 через (500+10) ч; СО 2 раза в год

Смазка всех сборочных единиц навесного оборудования ДЭ-224 производится согласно схеме смазки (рис. 129).

При проведении СО выполняются работы, предусмотренные ТО-2, а также следует: заменить смазку во всех агрегатах машины, при этом промыть картер редуктора авиадвигателя: заменить масло в гидросистеме и промыть масляный бак; слить отстой из топливных емкостей, промыть емкости и продуть топливопроводы; проверить систему аварийного останова авиадвигателя в следующем порядке;

охладить двигатель на режиме «Малый газ» («О» по КПРТ) в течение 2 мин; открывать кран аварийного останова двигателя (двигатель должен остановиться); установить выключатель В-45М в положение «Останов»; закрыть кран аварийного останова двигателя; продуть воздухом дренажные трубопроводы авиадвигателя; промыть контакты в электросистеме; осмотреть с помощью оптического прибора камеру сгорания, торцы рабочих форсунок и лопатки первого соплового аппарата турбины, снять и проверить свечи.

За основу планирования ТО подметально-уборочной машины КО-304 берется наработка спецоборудования в моточасах. ТО подразделяется на виды и выполняется в сроки: ЕО ежедневно; ТО-1 через (90+10) ч; ТО-2 через (450+10) ч; СО 2 раза в год.

Смазка производится в соответствии со схемой смазки (рис. 130).

При проведении СО выполняются работы, предусмотренные ТО-2, а также замена масла в обгонной муфте и картере подшипников ведущего шкива привода вентилятора.

За основу планирования ТО разбрасывателя минеральных удобрений, известковых материалов и гипса 1РМГ-4 берется наработка двигателя трактора в моточасах (двигателя привода рабочего органа МНШ-46). ТО 1РМГ-4 подразделяется на виды и выполняется: ЕО ежедневно; ТО-1 через 60 ч; ТО-2 через 120 ч; СО 2 раза в год.

Смазка роликов натяжения транспортера, оси рычага, приводных цепей, подшипников разбрасывающих устройств, пальцев, рессор производится в соответствии со схемой смазки (рис. 131).

При СО выполняются работы, предусмотренные ТО-2, а также проводятся: осмотр разбрасывателя без разборки его отдельных узлов и оценка его технического состояния; смазка листов рессор, подшипников колес, замена смазки подшипников натяжной звездочки; смазка узлов разбрасывателя в соответствии со схемой смазки (рис. 131).

Во время работы автогрейдера необходимо: следить за состоянием машины и особенно за узлами, наиболее подверженными износу; не допускать работы механизмов с ненормальным шумом и стуком; проверить периодически трущиеся поверхности, степень нагрева и действие системы смазки и охлаждения; не допускать переохлаждения двигателя, поддерживать необходимые уровни воды в радиаторе и масла в картере двигателя, а также не допускать работу при неисправной топливной системе;

проверить работу тормозной системы; при обнаружении дефекта, который может привести к аварии, машинист обязан остановить автогрейдер и сообщить об этом лицу, ответственному за эксплуатацию.

При ежедневном ТО, предварительно очистив автогрейдер от пыли и грязи, проверяют: крепление основных узлов машины; герметичность топливной, гидравлической и других систем; уровень жидкости (при необходимости дозаправить системы);

действие тормозной системы; люфт рулевого колеса; техническое состояние двигателя согласно инструкции по его эксплуатации. После чего устраняют замеченные неисправности.

Перед проведением ТО-1 выполняются работы ежедневного обслуживания. После этого необходимо: произвести обслуживание двигателя согласно инструкции по его эксплуатации; проверить уровень масла в коробке передач и при необходимости долить; слить отстой из фильтра; произвести смазку узлов и деталей машины согласно схеме и таблице смазки автогрейдера.

При ТО-2 выполняются ЕО и ТО-1. Затем следует:

провести техническое обслуживание двигателя согласно инструкции по его эксплуатации;

заменить масло в коробке передач;

проверить состояние фрикционной тормозной накладки;

проверить свободный ход педали и уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре тормозного привода;

проверить зазоры шлицевых соединений карданных передач; проверить зазор между колодками и барабанами колесных тормозов; через каждые 480 моточасов проверить состояние фрикционных накладок;

отрегулировать поворотный круг и соединение шкворня тяговой рамы; проверить состояние основных и базовых ножей;

промыть набивку сапуна, проверить уровень масла в гидроприводе и долить его при необходимости, через 480 моточасов промыть гидропривод дизельным топливом при работающем двигателе, при заглушенном двигателе поменять масло в баке;

проверить люфт в шаровых соединениях гидроцилиндров; через 480 моточасов разобрать и промыть фильтр в дизельном топливе; проверить крепление поворотных рычагов к цапфам переднего моста, надежность крепления оси переднего моста и шатуна;

через каждые 480 моточасов переставить шины в порядке, указанном в инструкции по ТО машин.

При проведении работ по ТО-3 выполняются работы ЕО, ТО-1 и ТО-2. После чего необходимо: произвести регулировку ступиц колес переднего моста; проверить регулировку конической пары главной передачи, конических подшипников ступиц колес заднего моста; проверить осевой люфт червяка, червячного и цевочного колес редуктора поворота отвала.

За основу планирования ТО автогрейдера ДЗ-98 берется наработка двигателя в моточасах. ТО ДЗ-98 подразделяется на виды и выполняется: ЕО ежедневно, ТО-1 через 50 ч; ТО-2 через 100 ч; ТО-3 через 200 ч; СО 2 раза в год.

Смазка автогрейдера производится согласно схеме и карте смазки (рис. 132). При сезонном ТО выполняются работы, предусмотренные ТО-2 и ТО-3, а также производятся смена масла, промывка баков, проверка степени зарядки аккумуляторных батарей и очистка клемм аккумуляторов от окислов.

За основу планирования ТО автогрейдера Д-557 берется наработка его двигателя в моточасах. ТО Д-557 подразделяется на виды и выполняется: ЕО ежедневно; ТО-1 через 60 ч; ТО-2 через 240 ч; СО 2 раза в год.

При СО выполняются работы, предусмотренные ТО-2, а также промываются баки и заменяются масла соответственно сезону эксплуатации. Смазка специального оборудования автогрейдера производится согласно схеме смазки (рис. 133).

Для подготовки к работе шнекороторного снегоочистителя ДЭ-211 необходимо: произвести осмотр машины, смазку узлов и деталей; заправить машину топливом, маслом и охлаждающей жидкостью; произвести пуск автомобильного двигателя и прогреть его; опробовать гидросистему; произвести предпусковой подогрев дизеля, запустить и прогреть его; опробовать машину в движении и в работе без нагрузки.

Приступая к работе на новой машине, необходимо выполнить все вышеизложенные требования и произвести ее обкатку.

Перед выездом снегоочистителя для работы на аэродроме производится контрольный осмотр базовой машины и рабочего оборудования в объеме, предусмотренном Инструкцией по эксплуатации снегоочистителя ДЭ-211.

При выезде на участок работы водитель должен: установить фиксаторы рабочего органа в транспортном положении; во время транспортного пробега не превышать скорость 40 км/ч; при преодолении различных препятствий сбавлять скорость движения до минимальной, предварительно проверив возможность проезда без задевания рабочего органа и подвески о препятствие, за исключением аварийных случаев, когда нужна очень малая скорость движения, категорически запрещается включать ходоуменьшитель.

По прибытии на место работы следует подготовить снегоочиститель к работе Для этого необходимо вынуть из гнезд фиксаторы, включить гидронасос, опустить рабочий орган в рабочее положение и поставить соответствующий рычаг распределителя в «плавающее» положение; установить лыжи на необходимую высоту; провернуть кожух ротора в требуемую сторону, после чего соответствующий рычаг распределителя поставить в нейтральное положение; при опущенном рабочем органе включить шинно-пневматическую муфту сцепления в силовой трансмиссии привода рабочего органа, выключить раздаточную коробку, включить ходоуменьшитель и коробку передач на необходимую передачу; включить сцепление автомобильного двигателя и начать движение на снег.

Во время работы по уборке снега важно правильно подбирать поступательную скорость движения в зависимости от толщины, плотности и прочности снежного покрова. Установку патрубка кожуха ротора необходимо производить с учетом влияния ветра. В безветренную погоду наибольшая дальность отброса будет при угле установки патрубка 40...50° относительно горизонта в зависимости от плотности снега. Подбирая скорость движения снегоочистителя, необходимо руководствоваться тем. чтобы дизель привода рабочего органа работал с полной нагрузкой при 25—26,6 с-1,

а автомобильный двигатель — на средних оборотах. Показания контрольноизмерительных приборов при работе машины должны соответствовать данным, приведенным в табл. 56

При очистке от снега летних полос, рулежных дорожек, подъездных путей и особенно мест стоянок ВС должны быть проявлены максимальная осторожность и готовность к немедленной остановке машин при попадании в ротор посторонних предметов, могущих привести к поломке отдельных узлов снегоочистителя, либо к их повреждению более мелкими предметами, расположенными вблизи ВС и СМ.

После окончания работы и транспортного пробега необходимо: остановить машину, выключить шинно-пневматическую муфту сцепления и остановить дизель; повернуть кожух ротора в крайнее положение; после полной остановки валов поднять рабочий орган в транспортное положение и поставить фиксирующие пальцы; выключив гидронасос, ходоуменьшитель и раздаточную коробку, можно начать движение.

В процессе работы при остановке машины производится контрольный осмотр, при котором необходимо убедиться, что нет подтеканий топлива, масла, охлаждающей, амортизационной и тормозной жидкости, нет утечки воздуха из пневмосистемы и системы запуска дизеля сжатым воздухом и проверить: крепление колес и состояние деталей подвески шасси и рабочего органа, состояние шнеков, ротора и деталей трансмиссии привода рабочего органа; уровень охлаждающей жидкости в системах охлаждения двигателей и уровень масла в масляных баках и картера автомобильного двигателя.

ТО снегоочистителя ДЭ-211 проводится для содержания его в постоянной эксплуатационной готовности.

Трудоемкость и периодичность технического обслуживания рабочего оборудования и снегоочистителя приведены в табл 57. Независимо от наработки машины в часах ТО-1 производится не реже 1 раза в месяц, а также при пробеге более 1000 км, ТО-2 при пробеге более 5000 км.

При СО выполняются работы, предусмотренные ТО-2, а также работы, указанные в разделах: «Сезонное техническое обслуживание (осенью и весной)», «Руководства по эксплуатации дизеля Д-12»; «Дополнительные работы при переводе автомобиля на сезонную эксплуатацию», «Руководства по эксплуатации автомобиля Урал-375Д».

ТО шнекороторного снегоочистителя ДЭ-213 (Д-909С) должно обеспечить: безопасность работы снегоочистителя; устранение причин, вызывающих преждевременный износ и поломку узлов и механизмов; постоянную техническую готовность; минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов.

К работам, выполняемым при ТО, относятся: очистка машин от пыли и грязи; технический осмотр агрегатов, узлов и деталей; проверка действия и регулировка агрегатов, узлов и приборов; крепежные работы: промывка картеров, фильтров и отстойников; смазка агрегатов и узлов, заправка горюче-смазочными материалами.

ТО снегоочистителя Д-213 подразделяется на следующие виды: ЕО, проводимое перед выездом на место работы; контрольный осмотр при остановке; ТО-1; ТО-2; СО.

ТО-1 снегоочистительного оборудования производится через каждые 120 ч работы машины, но не реже 1 раза в месяц, ТО-2 через 240 ч работы, СО при подготовке снегоочистительного оборудования к летнему хранению.

Смазка всех узлов Д-213 производится согласно схеме и карте смазки (рис. 134).

ТО тепловой машины ТМГ-3 выполняется по планово-предупредительной системе согласно планам эксплуатации и фактического состояния машины. Оно включает ТО автомобильного шасси и спецоборудования.

В процессе эксплуатации машины выполняют следующие виды ТО: ЕО (трудоемкость 1,5...2 чел -ч); ТО-1 через каждые 100 ч работы машины (трудоемкость 10 чел.-ч); ТО-2 через каждые 600 ч работы машины (трудоемкость 30.. 40 чел.-ч); СО при постановке машины на летнее хранение, совместно с ТО-2 (трудоемкость 80. . 100 чел.-ч); регламентные работы по двигателю ВК-1А производят через каждые 25, 50, 100 ч его работы.

Смотрите также